Национальные инновационные системы стран Центральной Европы

Центральная Европа имеет долгую историю развития дуалистического общества. Такой дуализм присущ и трансформации. Что касается Польши, то разница между польским авангардом (общество распространения инноваций) и польским скансеном (Scansen) — общество, которое не приемлет инноваций — достаточно существенная.

Оптимистическое видение будущего Польши, включая членство в Европейском Союзе, основывается на факте, что польский авангард значительно сильнее скансен. Последний в прошлом существенно тормозил процессы трансформации и может оказаться тем негативным фактором, уменьшит роль в Европейском Союзе. Есть только один путь преодоления этой проблемы — разработка и воплощение широкомасштабных долгосрочных стратегий развития образования, направленных на повышение ее качества и эффективности на всех уровнях — от детского сада до университета.


сервис обмена электронных валют

Таким образом, страны Центральной Европы должны сформировать такую среду, в котором: "Позиция каждого человека в обществе будет определяться знаниями, которые она получила. Будущее общество будет инвестировать в знания, обучение и учения, где каждый индивид добывать собственную квалификацию. Иными словами, — это будет общество знаний ".

Общество знаний предшествовать обществу распространения инноваций. Политическая элита Центральной Европы должен признать, что количественное и качественное развитие системы образования будет определять будущее каждой страны и ее место в Европейском Союзе.

Отсутствие стратегического треугольника в процессах трансформации стран Центральной Европы, между прочим, отразилась на низком статусе, низком качестве и низком уровне проинновацийних стратегий. Анализ сложившейся ситуации в Польше в начале 90-х годов, сделанный Б. Кацпшинським (B. Kacprzynski), актуален до сих пор, даже в масштабах Центральной Европы в целом. Важнейшие элементы его научного наследия: "Сравнительный анализ нынешней ситуации в Польше и в экономически развитых странах показывает, что между ними существуют значительные различия. Самое главное, что сегодня в Польше отсутствуют такие составляющие эффективного развития:

* Проинновацийна деятельность со стороны экономических агентов;

* Проинновацийна мотивация в технических и экономических работников на предприятиях, а также у тех, кто способен объективно определить, соответствуют ли инновации цели и рискам, связанным с инвестированием со стороны банков (в развитых странах это осуществляют работники мощного банка или специальная агентство по заказу банка);

* Кредитные преимущества для проинновацийнои деятельности;

* Макроэкономическая политика, которая бы дала возможность рационально размещать ограничены кредитные ресурсы, предназначенные на реструктуризацию;

* Достаточное знание о поддержке эффекта «толчка» со стороны экономических агентов ".

Другой подход к инновационному процессу в Польше представлен В. Орловским (W. Orlowski). Он отмечает: «В отношении плохая ситуация по созданию и восприятия знаний в переходных экономиках (в частности в Польше) является частью результатом отсутствия инновационного поведения фирм, а не разработки плохих стратегий».

Должен заметить, что не разделяю этой точки зрения и даже отрицаю его: именно содержательные и исчерпывающие проинновацийни стратегии должны быть важным фактором стимулирования инновационного поведения фирм, подтверждается эффектом «толчка» и «рывке» (Б. Кацпшинський).

Широкомасштабная разработка и внедрение эффективных проинновацийних стратегий в Центральной Европе является вызовом первой декады XXI века. Модель, предложенная Г. Шейнстоком (G. Schienstock), предусматривает осуществление в ЦЕ хорошо направленной трансформации и переход от слабого традиционной стратегии прямых технологий в сильной стратегии создания предпосылок для развития инновационной сферы.

Стратегия создания предпосылок для инноваций будет способствовать развитию модели инновационного поведения конкурентоспособных предприятий в Центральной Европе. В широком смысле эта стратегия станет первым шагом на пути формирования инновационной цивилизации в Центральной Европе. В Польше эта проблема нашла отражение в двух документах по стратегии правительства в области инноваций, утвержденных Советом Министров (от 22 ноября 1994 и от 6 декабря 1999).