Налоговые аспекты политики поддержки развития предприятий

Современное общество добилось преобразования налогов с чисто фискального государственного мероприятия в важный экономический, социальный и политический фактор. Реальное использование общественных благ, обеспечение которых осуществляет государство, является главной причиной, которая должна побудить каждого человека платить налоги. Не менее действенное влияние имеет система налогообложения на функционирование и деловую активность предпринимательских структур, где создается финансовый потенциал страны. Это требует введения взвешенной налоговой политики на основе сбалансирования интересов государства и хозяйствующих субъектов.


обмен электронных валют

Вопросы реформирования налоговой политики стали предметом активного обсуждения в правительственных и парламентских кругах, начиная с 1995 года. В 1995г. Сделано и первые значимые шаги по совершенствованию налоговой системы. Они связаны прежде всего с переходом от налогообложения дохода к налогообложению прибыли предприятий, снижением ставки налога на добавленную стоимость с 28 до 20%.

Вопросам налоговой политики значительное внимание уделяют современные отечественные и зарубежные экономисты, а именно Ю. Конрад, И. Лунина, В. Сенчуков, А. И. Крысоватый . Но эти исследования не охватывают последних лет развития экономики Украины.

Актуализация вопросов реформирования налоговой политики в этот период обусловлено углублением экономического кризиса, ее затяжным характером, рекордным уровнем инфляции и высоким уровнем дефицита государственного бюджета , а также причинами, которые скрывались в особенностях налоговой системы Украины. Они были связаны с сочетанием тенденции к росту общего уровня налогообложения в течение 1992—1994 гг. С тенденцией к уменьшению физического объема и снижение качества общественных благ, которые государство предоставляло своим гражданам.

В течение 1997 и в последующие годы налоговая политика в Украине была направлена также на снижение обязательных начислений на фонд заработной платы в фонды социального страхования. Так, Законом Украины от 26.07.97 было предусмотрено уменьшение сбора на обязательное государственное пенсионное страхование до 32% от объекта налогообложения, Законом Украины от 26.06.97 — сбора на обязательное социальное страхование в 4% и на обязательное социальное страхование на случай безработицы — до 1,5%. Все эти меры привели к уменьшению суммы начислений на фонд заработной платы.

Оценивая изменения в налоговой политике на первом этапе, можно сделать вывод, что этот этап наряду с положительным эффектом было результатом внедрения таких норм, которые трудно однозначно считать усовершенствованием. Их следствием стало обострение ряда проблем (рост налоговой задолженности, расширение возможностей уклонения от уплаты налогов, снижение фискальной эффективности налога на прибыль и налога на добавленную стоимость), решение которых обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в законы «О налогообложении прибыли предприятий» и " О налоге на добавленную стоимость ".

Эта особенность первого этапа налоговой реформы обусловила то, что в последующие годы актуальность проблем реформирования налоговой системы не только не уменьшилось, а возросло. К этому привели, кроме указанных, еще два обстоятельства. Во-первых, это расширение системы налоговых льгот, в том числе индивидуального характера, и проведение широкомасштабной акции списания налоговой задолженности. Во-вторых, однобокий характер реформирования налоговой системы на первом этапе, а именно: отсутствие серьезных изменений в механизме подоходного налогообложения. Как следствие, основной задачей второго этапа реформы должно стать вступления системного и комплексного характера.

Из-за нерешенности большинства проблем налогообложения вопросы дальнейшего совершенствования налоговой политики остаются актуальными. Рассмотрим возможные направления такого усовершенствования учитывая налог на прибыль и его альтернативу — единый налог, а также налог на добавленную стоимость, поскольку именно эти налоги обеспечивают почти 30% доходов бюджета государства .