Что такое депрессивная территория

В развитых странах мира в последнее время наблюдаются две тенденции: рост политического веса регионов и увеличение количества региональных инициатив, направленных на стимулирование экономического развития. Модель регионального экономического развития ЕС основывается на стратегическом партнерстве между центральным правительством и местными органами власти, участниками государственного и частного секторов, общественными организациями. Весомость региональной компоненты в будущем устройстве ЕС подчеркивается также лозунгом сообщества — «Европа регионов».

Очевидно, что для применения адекватных мер в сфере регионального развития необходимо провести определенное группировки территорий по ключевым признакам. Распространенными характеристиками регионов обозначены как «структурно слабый», «проблемный», «отсталый», «кризисный» и «депрессивный» . В общем эти понятия тесно переплетаются, однако имеют и некоторые отличия. Если говорить о комплексную характеристику региона, в частности низкие показатели социально-экономического развития, которые значительно отстают от среднестатистических государственных, то это «отсталый регион». Если классифицировать регионы по определенному признаку (экологическое состояние, близость к границе, наличие конфликтных ситуаций), по которой регион требует дополнительной помощи, то это «проблемный регион». Характеристика «кризисных» территорий осуществляется по экономическим показателям: спад производства, рост безработицы, снижение уровня жизни населения. В категории «кризисный» относятся также территории, характеризующиеся тяжелой экологической ситуацией (яркий пример — так называемые «чернобыльская зона») находятся в зонах вооруженных конфликтов. Если застой «кризисного» региона приобретает затяжной характер, и он не может самостоятельно преодолеть негативные тенденции развития, то такая территория характеризуется как «депрессивная». Причем это далеко не означает, что она — потерянная для экономического роста: такая территория имеет шансы быстро перейти к стабильному развитию при целевой и комплексной поддержки и мобилизации ресурсов.

Институты Европейского Союза в контексте региональной политики говорят только о проблемных регионах, однако выделяют при этом слаборазвитые и структурно слабые территории. Каждая из этих групп требует индивидуальных подходов к решению основных проблем. Это можно объяснить принципами региональной политики ЕС, один из которых — программность центра не просто финансирует регион, а выделяет средства на специально подготовленные программы (целевые точки), которые имеют влияние на развитие всего региона. Ведь выделение средств под общую фразу «улучшение-совер-повышение» не позволит достичь конкретных результатов.

Слаборазвитые районы характеризуются как по количественным, так и по качественным показателям. С одной стороны, это величина ВВП на душу населения (не выше 75% от среднего по ЕС), а с другой — это те территории, масштабность проблем которых выходит на национальный или глобальный уровень. Границы выделенных слаборазвитых территорий устанавливаются на 5 лет. Другие категории — кризисные промышленные районы, сельскохозяйственные районы, городские территории — характеризуются только количественными показателями, среди которых — высокий уровень безработицы, общее снижение занятости, территории с высокой долей занятости в сельском хозяйстве и тому подобное. Кроме того, определение критериев проблемных регионов происходит по принципу сравнения с общими показателями по ЕС: например, средний уровень безработицы должен быть выше (более 110%), чем по ЕС, доля привлеченных в сельское хозяйство в общей занятости должна быть по крайней мере вдвое выше, чем по ЕС.