Либерализация цен. свободные цены, их преимущества и недостатки норма прибыли в качестве ориентира в хозяйственной деятельности часть 2

Свободные цены обеспечивают постоянную насыщенность рынка, сбалансированность спроса и предложения. Это способствует действия протизатратного механизма. При диктате потребителя и развитой конкуренции плохой, некачественный, дорогой товар не продать. Насыщенный рынок стимулирует снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров, в конечном итоге — удовлетворение потребностей населения с минимальными затратами.

Производство ориентируется на максимум прибыли, прибыль становится основным оценочным показателем, который стимулирует расширение производства и сокращения затрат. Снимаются тем самым негативные последствия применения показателей валовой (реализованной, товарной) продукции как оценочных.

Цены формируются по затратам воспроизведения, приближаются к стоимости, к мировым ценам. Тем самым преодолевается их затратный характер.

Однако практика применения свободных цен в наших условиях в последние годы выявила существенные недостатки, которые присущи этим ценам.

Переход к свободному ценообразованию создал условия для резкого повышения цен, которое переросло в гиперинфляцию. В свою очередь гиперинфляция привела к уменьшению спроса, обесценивание средств предприятий, что вызвало падение производства.

Неумелое регулирования свободных цен стало причиной нарушения паритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию для села: условия обмена для села ухудшились оп 'пятеро. Завышение курса гривны привело к такому снижению цен на импортные товары, вызвавшее массовую нерентабельности производства (убыточные 50% предприятий и 90% КСП) и захвата нашего внутреннего рынка иностранными производителями товаров.

Напомним, что во Франции переход от твердых цен, которые устанавливала государство, к свободным ценам занял почти 40 лет; при этом было использовано 14 модификаций цен: переходных от твердых к свободным.

Использование показателя прибыли (нормы прибыли) как основного ориентира при принятии хозяйственных решений имеет свои плюсы и минусы.

Показатель реализованной (валовой) продукции, который использовался как оценочный, имел затратный характер, потому что стимулировал, в частности, рост материалоемкости продукции. Показатель прибыли выступает как противозатратного, потому привлекает предприятия в снижении материалоемкости продукции.

Прибыль — обобщающий показатель, в котором учитываются изменения во всех элементах процесса труда: рабочей силе, предметах и средствах труда, а также в потребительских ценностях, которые создаются в процессе труда. Это свойство показателя прибыли позволяет однозначно оценивать варианты хозяйственных решений, последствия деятельности предприятий, сравнивать их, сопоставлять эффект и затраты на его достижение. В этом его преимущество, как показателя оценки деятельности, по сравнению с системой оценки последствий за 2-3 показателям.