Вопрос об административно-территориальном устройстве украины и его кадровое обеспечение

Акт о государственной независимости Украины начал новый этап государственного строительства позволил нашей стране стать субъектом межгосударственных отношений. Вместе с тем Украина столкнулась с рядом территориально-политических и административно-территориальных проблем, порожденных как объективными общественными процессами, так и инспирированных извне.

Одной из главных задач украинского государства является безотлагательное и кардинальное реформирование административно-территориального устройства, которое должно способствовать улучшению социально-экономических отношений, ускорению общественных качественных трансформаций, гармонизации интересов государства и регионов.

Методологические и прикладные проблемы совершенствования территориального политико-административного устройства Украины активно дискутируются в научной литературе, в том числе новые схемы и модели территориального управления в свое время рассматривали В. А. Поповкин и П. В. Волобой.

В контексте указанных проблем исходным документом в их решении является Концепция административной реформы в Украине, утвержденной Указом Президента Украины в 1998 году. Она определяет два отдельных конкретные направления, а именно: законодательное обеспечение реформы и проблему административно — территориального устройства. В части последней проблемы содержится два совершенно разных концептуальные подходы: рассматриваются или два участка, или четыре звена, то есть еще имеет место неопределенность, нужны ли нам области, целесообразно проводить укрупнение областей, или наоборот, нужно измельчения областей и укрупнение низовых административных районов. То есть эти проблемные вопросы административно-территориального устройства целесообразно проработать и на научно обоснованных принципах дойти к решению этой проблемы. Очевидно, реформирования административно-территориального устройства должна быть первой составляющей и средством реализации административной реформы.

Исходными позициями административно-территориального устройства является сущность регионализма и соответствующие явления и процессы регионального развития. С точки зрения научного познания, регионализм — это подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, экологических, политических и других проблем под углом зрения интересов того или иного региона или совокупности регионов и государства в целом . Этот подход реализуется политикой регионального развития, составной частью которой является административно-территориальное устройство.