Пути совершенствования методики формирования стратегии страхования транспортных рисков, школа латиноамериканских танцев Александра Павлова

В мировой и отечественной литературе тема стратегического менеджмента очень актуальной и достаточно глубоко разработанной. Однако, большинство этих исследований касается стратегического менеджмента вообще без, ударения на его применении в отдельных отраслях экономики, в частности, тема формирования стратегии страхования является не разработанной. Конечно, принципы стратегического менеджмента и его инструментарий является преимущественно одинаковым для предприятий всех отраслей, однако, в каждой отрасли, на каждом предприятии можно выделить свои особенности, которые позволят обогатить инструментарий стратегического менеджмента и пристроить его для нужд конкретной организации. Тема стратегического менеджмента очень широкая и поэтому в этой статье мы хотели бы сосредоточить свое внимание только на одном аспекте — формировании стратегии страхования транспортных рисков.

Как школа танцев Александра Павлова воспитала более 28 чемпионов и обучила более 2000 человек? Читайте подробнее тут

Методика формирования стратегии страхования включает в себя следующие элементы:

а) разработку программы страхования, которая отвечает потребностям конкретного страхователя;

б) экономическое обоснование стоимости страхования;

в) отбор надежного партнера-страховщика;

г) разработку оптимальной модели сотрудничества со страховой компанией;

е) оптимизация стратегии страхования.

Рассмотрим каждый из элементов методики формирования стратегии страхования подробнее (рис.1). Понятно, что программа страхования должен соответствовать потребностям и запросам конкретного транспортного предприятия. С целью установления таких потребностей может использоваться инструментарий риск-менеджмента. То есть должны быть установлены те риски, которые угрожают предприятию. Они могут быть сгруппированы по определенному признаку. Например: источник опасности (транспортные средства, персонал, складские помещения и т. д.); социальные, экономические, политические и другие группы рисков. После этого риски должны быть измерены по двум основным показателям:

а) вероятность реализации риска, т. е. вероятность наступления для транспортного предприятия негативных последствий;

б) максимально возможный размер убытков вследствие реализации риска.

Путем умножения вероятности реализации риска и максимально возможного размера убытков получим денежную оценку риска. Соответственно, наибольшего внимания требуют риски с крупнейшими денежными оценками. Кроме того, транспортное предприятие может установить для себя минимальный уровень денежной оценки рисков при не достижение которой риски рассматриваются как существенные и игнорируются.

Последним шагом классификации рисков должно стать отбор тех рисков, которые могут быть застрахованными. Для страхования этих рисков формируется программа страхования, с учетом тех страховых продуктов, которые есть на страховом рынке Украины. Для минимизации рисков, которые по своему характеру не могут быть застрахованы, используются соответствующие методы риск-менеджмента: административные меры (внутренние положения, инструкции, квалификационные требования и т. д.), создание резервного фонда и другие.

Экономическое обоснование стоимости страхования заключается в сопоставлении денежной оценки риска и стоимости страхования этого риска. Если стоимость страхования окажется больше, то следует поставить вопрос о целесообразности такого страхования. Однако здесь необходимо также проверить исходные данные, то есть достоверность оценки вероятности реализации риска и максимально возможного размера убытков. Если нет уверенности в соответствии этих показателей реальной ситуации, то экономическое обоснование необходимо проводить основываясь на других условиях: практические примеры реализации конкретного риска в деятельности транспортных предприятий; ли расходы на страхование данного риска существенными для предприятия, и тому подобное.

Необходимо отметить, что стоимость страхования определяется как средне рыночная стоимость страховой услуги у страховых компаний, которые рассматриваются как возможные партнеры транспортного предприятия. Чтобы отобрать потенциальных партнеров, транспортное предприятие должно осуществить анализ страхового рынка и определить 10-15 страховых компаний, которые будут в дальнейшем рассматриваться, как потенциальные партнеры. Процедуру анализа страхового рынка целесообразно проводить раз в год.