Законодательное обеспечение развития территорий в Украине

Украинские законодатели, разрабатывая проект Закона «О стимулировании развития регионов» , решили остановиться только на одной из характеристик регионов — депрессивности. Учитывая экономическое положение как страны в целом, так и ее регионов, это понятно. Но, отказываясь от большого спектра классификационных признаков, парламентарии имеют шансы набить себе очередную «шишку»: применить одно и то же мерило для разных по характеристикам регионов означает закрыть глаза на их основные отличия.

В законопроекте депрессивные регионы делятся на: промышленные районы (доля занятых в промышленности превышает долю в сельском хозяйстве), сельские районы (доля занятых в сельском хозяйстве превышает долю занятых в промышленности), города областного значения. Каждая из групп имеет особые критерии, по которым определяется ее депрессивность. При этом следует отметить, что пороговые значения критериев описаны в законопроекте очень размыто, а некоторые критерии в украинских условиях не могут адекватно свидетельствовать о состоянии дел. Речь идет в частности о показателе уровня безработицы, который не учитывает массовую трудовую миграцию за границу, неформальную занятость и другие факторы.


обмен электронных валют

По результатам ежегодного мониторинга Кабинет Министров определяет территорию, которой предоставляется статус депрессивной, устанавливает срок действия такого статуса (не более 7 лет) и средства стимулирования. Согласно законопроекту, государство готово осуществлять целевые капиталовложения в развитие производственной, коммуникационной и социальной инфраструктуры этой территории, оказывать государственную поддержку малым предприятиям и формировать инфраструктуру развития предпринимательства, направлять на эту территорию международной технической помощи и способствовать занятости населения, в том числе через финансирование программ переквалификации и профессионального развития трудовых ресурсов, совершенствования социальной сферы.

Депрессивный регион требует кардинальных мер в социальной и экономической сферах. Однако, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов в Украине, правительству будет не под силу реализовать такой комплекс мероприятий, да еще и на значительных территориях. Таким образом, следует применить несколько различных критериев для классификации территорий, которые позволят дифференцировать направления и вес государственной поддержки и роль местных органов власти в этом процессе. Тем более, учитывая огромные диспропорции между самими территориями — только по производству регионального ВВП на душу населения город Киев, например, в 6 раз опережает наименее успешные области, по объемам привлечения инвестиций — более чем в 50 раз, по среднему уровню зарплат — в 8- 10 разив. Очевидно, что эффективность мер государственной политики в этой сфере значительной степени будет определяться четкостью «диагноза» проблемного состоянии территории. Именно на эти аспекты сфокусировано внимание экспертов негосударственного аналитического центра «Институт Реформ», который при поддержке Института Постоянных Сообществ, проводит соответствующее исследование проблем развития структурно слабых (депрессивных) территорий. По мнению респондентов, опрошенных Институтом Реформ *, основными факторами депрессивности территории неэффективность действий органов власти и особенность исторического развития (упадок основных для территории отраслей, демографический кризис и т. д.). Следует отметить, что такое мнение выразили представители местных органов власти, которые непосредственно имеют дело с местными экономиками. Первый недостаток взялась исправлять центральная власть, готовя новые законопроекты и разрабатывая новые стратегии. Что касается второго недостатка — это в значительной степени задача самого региона — найти пути восстановления приоритетных отраслей, выделить свою специфику и конкурентные преимущества.

Очевидно, что на помощь извне структурно слабые регионы могут надеяться, лишь подготовив соответствующую почву внутри. При этом создание стратегий и программ развития — необходимая составляющая такой подготовки. Они помогают понять роль и возможности региона, правильно определить приоритеты его развития, и главное — объяснить конкурентные способности и готовности региона к сотрудничеству всем возможным партнерам.