Европейская хартия часть 2

Любая сложная открытая социальная система, особенно в условиях постоянно растущей информационно-технологической сложности государственного управления, имеет иерархическую структуру достаточно автономных подсистем и блоков, в которой сигналы, поступающие с верхнего уровня управления, не имеют характера жестких команд, а задают параметры перехода подсистем от одного режима функционирования к другому. Именно поэтому принцип субсидиарности тесно связан с принципом нелинейности, который лежит в основе самоорганизации многоуровневых систем. Через понятие нелинейности в современном ситуационном анализе конкретизируется взаимосвязь устойчивости и неустойчивости, в результате которого возникает спектр возможных решений, возможного поведения системы вместо одного единственного варианта. В нелинейной области множественность стационарных состояний и их возможная неустойчивость образуют феномен сложного и многообразного поведения ситуаций с нелинейными зависимостями, не укладываются в единую теоретическую схему. Учет нелинейности позволяет избежать нежелательной динамики развития государственной иерархии, которая возникает в системах с очень централизованным управлением.


сервис обмена электронных валют

Наличие многоуровневой иерархии, ее структура и развитие во многом определяется взаимосвязью и эволюцией локальных неоднородностей, которые образуют, в свою очередь, сеть распределенной неоднородности. Процесс нарастания неоднородных компонентов, который характеризует в конечном счете качественный переход системы на новый уровень развития, прерывается процессом количественного накопления однородных компонентов в рамках уже достигнутого уровня организации. Возникновение и количественное накопление относительно однородных компонентов подготавливает качественный скачок на новый структурный уровень, сопровождающееся повышением неоднородности всей иерархической системы.

Принцип субсидиарности является элементом демократии. Он является признанием существования в иерархических системах распределенной неоднородности, которая определяет существование разнокачественных взаимосвязанных между собой системных уровней. Принцип субсидиарности неотделим от принципа демократизма, нацеливает на необходимость широкого участия населения в принятии управленческих решений. Действие принципа демократизма заключается в разработке программ, основанных на овладении механизмами привлечения населения в текущих делах государства, выделение зон полномочий по организованными на территориях общественными объединениями. Возможность индивидуума вносить свою долю в решение социальных проблем всегда должно обеспечиваться на самом низком практическом уровне. В этом смысле субсидиарности является оппозиционно выраженной концепцией по централизации государственного управления.

Принцип субсидиарности связан с принципом системности, рассматривающий объект или субъект управления как целостную систему, состоящую из различных элементов. Следует отметить, что практически во всех европейских странах публичные институты образования и здравоохранения существуют параллельно с частными. Фактически частные системы лучше соответствуют принципу субсидиарности — гражданин по своему усмотрению может выбирать качество, цену и объем услуг. Для гражданина с достаточным уровнем жизни участие государства или органов самоуправления не является необходимым ни в обеспечении образования детей, ни в заботе о его здоровье (в последнем случае он может воспользоваться услугами частных страховых фондов и т. д.).

Следует также иметь в виду, что предоставление услуг, например, в здравоохранении и образовании только на коммерческой основе может резко снизить возможности воспроизведения квалифицированной рабочей силы. Поэтому, контролируя развитие этих отраслей, государство учитывает их положительный или отрицательный обратное влияние на функционирование экономики, а также других сфер жизнедеятельности общества.