Анализ исследований

Некоторые аспекты рассмотрения данной проблемы, а именно обоснование необходимости применения маркетингового подхода в деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, определение общего понятия муниципального (регионального) маркетинга, его основных преимуществ, принципов маркетинговой деятельности нашли свое отражение в работах как отечественных ученых (В. Вакуленко , М. А.Окландер, Е. В.Ромат, А. О.Старостина, О. Чебан и др.), так и в трудах многих зарубежных авторов (Пол Гувер, А. Н.Алисов, А. Л.Гапоненко, А. В.Панкрухин, В. Г.Старовой).

Несмотря на распространение в последнее время исследований в этом направлении, в Украине недостаточно решенными остаются вопросы организационного внедрения и обеспечения деятельности по муниципальному маркетинга на уровне местных органов власти и управления.

Формирование целей статьи. Целью статьи является раскрытие основных организационных основ маркетинговой деятельности, определение подходов к ее институционального оформления и организационной структуры органов муниципального управления, а также прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, выполняющих функции по муниципальному маркетинга.

Основной изложение материала. Существуют разные взгляды относительно институционального оформления маркетинговой деятельности на уровне муниципального образования, полноты выполнения маркетинговых функций, контроля и реализации маркетинговых мероприятий и тому подобное.

В своих трудах М. Окландер рассматривает организационный механизм создания маркетинга на макро — (на уровне государства) и мезо (на уровне местного самоуправления) уровнях.

По мнению М. Окландера, единственной возможной формой существования территориального маркетинга является территориальная маркетинговая система, которая является подсистемой экономической системы управления территорией. При этом под территориальной маркетинговой системой понимают организационно-управленческий механизм, то есть взятые в совокупности подразделение маркетинга органа государственного управления и местного самоуправления и план маркетинга — раздел программы социально-экономического и культурного развития, разрабатывается и реализуется службой маркетинга.

Организационный механизм в форме службы маркетинга органа исполнительной власти должен непрерывно и систематически выявлять, какие специфические маркетинговые решения и действия необходимы для развития деловой активности институциональных единиц и повышения качества жизни населения территории. Эти органы предлагают на территориальном рынке властные услуги, и поэтому должны выполнять маркетинговые функции. Особенность маркетинговой деятельности органов местного самоуправления заключается в том, что нужно учесть солидарны интересы органов власти, субъектов хозяйствования и населения территории.

М. Окландер также считает, что было бы целесообразно создать в структуре органов исполнительной власти организационный механизм осуществления макромаркетинг — подразделение маркетинга. Он органично вписывается в состав Министерства экономики Украины, главных управлений экономики местных государственных администраций, управлений экономики исполнительных комитетов городских советов. Автор предлагает схему типичной организационной структуры подразделения маркетинга, выделяя в ней сектор мониторинга, сектор структурной и налоговой политики, сектор оптимизации хозяйственных связей и сектор продвижения.

Но, акцентируя внимание на государственном и региональном уровнях управления и исполнительной вертикали власти, автор не раскрывает организационный механизм внедрения маркетинга на базовом уровне местного самоуправления (села, поселка, города).