Эволюция роли органов местного самоуправления по улучшению услуг территориальной общине по здравоохранению

Значительную роль в улучшении доступа и повышении качества услуг территориальной общине по здравоохранению играют местные органы государственного управления и органы местного самоуправления. Это обусловлено возможностью организовывать предоставление услуг в соответствии с потребностями отдельной территориальной общины, учитывая демографическую структуру населения, особенности производственной сферы и окружающей среды, медико-социального состояния, развития социальной инфраструктуры, включая здравоохранение. Следует отметить, что в Украине почти 80% бюджета на здравоохранение формируется из местных поступлений, указывает на значительный потенциал относительно принятия эффективных управленческих решений по данной проблеме.

Связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы значительно активизировалась законотворческая деятельность по существенному повышению эффективности охраны общественного здоровья в Украине. В частности, разработаны несколько законопроектов о введении модели общеобязательного государственного социального медицинского страхования, об автономизации учреждений здравоохранения, о внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении, о защите прав пациентов и медицинских работников, некоторые другие. В данном контексте особенно важным является повышение роли местных органов государственного управления и органов местного самоуправления в улучшении организации предоставления услуг территориальной общине по здравоохранению .

Анализ последних исследований и публикаций. Переход от интегрированной модели управления социальной сферой в целом и здравоохранением в частности модели договорных отношений осуществлен в большинстве развитых стран мира .

Первый такой опыт пилотных проектов в Украине осуществлен в двух административных районах Житомирской и Харьковской областей в рамках проекта Европейского Союза «Финансирование и управление в сфере здравоохранения» (2004—2006) . Указанный опыт требует детального изучения и научного обоснования о возможности его распространения.

Проблеме разграничения заказчика и поставщика и заключение контрактов на закупку медицинских услуг посвящены научные труды В. М.Рудого, Н. Д.Солоненко и других исследователей .

Нерешенные ранее части общей проблемы. Проведенный анализ литературных источников показал, что несмотря на большое количество исследований и разработок по вопросам контрактных отношений между заказчиками и поставщиками медицинских услуг недостаточно внимания уделяется выяснению направлений эволюции органов местного самоуправления в этом процессе.

Цели статьи — исследовать место и роль органа местного самоуправления административного района как заказчика услуг территориальной общине по охране здоровья в процессе становления контрактной управленческой модели в Украине.

Изложение основного материала исследования. Разграничение заказчика и поставщика медицинских услуг в принципе возможно как в условиях модели, предусматривает финансирование системы здравоохранения за счет общих налогов, так и в условиях общеобязательного государственного социального медицинского страхования. На основе зарубежного опыта, приобретенного в системах страхования здоровья, были предложены следующие аргументы для обоснования введения контрактного подхода, или модели внутреннего рынка, в системах здравоохранения, финансируемых из общих налогов: содействие децентрализации управления, улучшения деятельности поставщиков медицинских услуг , улучшения планирования служб здравоохранения и оказания медицинской помощи. В роли покупателя медицинской помощи в этом случае выступают органы местного самоуправления, предусматривающий кардинальные изменения характера их деятельности. Они действуют в рамках политики в области здравоохранения, которую разрабатывают и осуществляют органы государственного управления на центральномуи региональном уровнях. Центральным элементом такой политики является обеспечение макроравновесия в системе, или сбалансированности государственных обязательств по предоставлению медицинской помощи населению с имеющимися финансовыми ресурсами . Основные задачи государственных заказчиков медицинских услуг в лице органов местного самоуправления или фондов социального медицинского страхования в основном тождественны. Независимо от того, какая система возмещения стоимости услуг применяется, обоим типам заказчиков для удовлетворения потребностей своих потребителей в медицинском обслуживании целесообразно и необходимо использовать договорные отношения с поставщиками медицинских услуг. Если речь идет о потребителях органа местного сомоврядування — это жители соответствующего района, если о потребителях фонда — это застрахованные лица. Как только будут приняты политические решения по внедрению обязательного медицинского страхования, местные органы здравоохранения могут быть интегрированы в фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, опыт по внедрению механизмов финансирования здравоохранения с помощью контрактов будет играть ключевую роль для будущих реформ системы здравоохранения в Украине. Важным шагом для органа местного самоуправления является планирование услуг территориальной общине по здравоохранению и организация поставщиков как юридических лиц, даже если они остаются в государственной собственности или в собственности органов местного самоуправления. Разграничение этих функций необходимо для внедрения контрактных отношений в сфере здравоохранения.

Следует отметить, что органы местного самоуправления, в частности районные / городские / сельские / совета, играют соответствующую роль в процессе управления здравоохранением и ее финансирования на местном уровне. Поскольку они являются фондотримачамы в этом процессе, именно они должны быть уверены в необходимости поддержки внедрения предложенных реформ. Поэтому политическая поддержка органов местного самоуправления является залогом всех этих реформ. Иначе процесс реформирования столкнется с препятствиями на местном уровне. Кроме того, указанные органы утверждают решение о том, какой будет количество автономных поставщиков медицинских услуг, с которыми местный государственный заказчик услуг территориальной общине заключать договоры о закупке медицинских услуг.