Формы активизации самостоятельной работы

Формы активизации самостоятельной работы: задачи и упражнения, тренинги, специально развивающие нестандартные вопросы, ролевые игры, тесты на углубленное понимание материала, написание рефератов, программируемое обучение и контроль, компьютерные игры. Кроме того, широко применяются задания для самостоятельного изучения определенной части учебной информации:

В практике преподавания экономики применяются различные формы самостоятельной деятельности студентов: работа с учебником, реферирования проблемных ситуаций, работа с конспектом-схеме, анализ производственных ситуаций, выполнения индивидуальных заданий (рефераты), построение «дерева проблем» и «дерева целей», самопроверка с программируемого контроля, решения задач, составление задач по теме, коллоквиум, выступление с рефератом на лекции или семинаре, проведение проблемных семинаров, занятия в производственных условиях, работа с ЭВМ, участие в учебно-производственной игре.

Для самостоятельной работы используется такая методическая литература: рабочая программа, методические указания, конспекты-схемы лекций, разработанные преподавателем, методические указания к учебно-методической игры. При подготовке к семинарам и практическим занятиям студенты должны использовать другую литературу (систематические журналы).

Важным в подготовке самостоятельной работы является определение соотношения между аудиторной и вне аудиторной самостоятельной работой, разработать соответствующие методические рекомендации, требует и специального методической обеспечение учебного процесса. Активизации обучения способствует также разработка системы учебных тестов, многовариантных задач, использование кроссвордов, комиксов, экономических упражнений, викторин и диспутов, использование компьютера. К новым формам организации самостоятельной работы студентов и контроля их знаний является модульно-рейтинговая система.

Интересно и адаптивная система обучения, основанная на оптимальном модели урока и на непрерывном управлении учебным процессом с помощью сетевого плана и графика же учета. Она заключается в том, что студент имеет сетевой план своего обучения, который показывает, что он должен выполнить за неделю, месяц, семестр. Такая система обучения позволяет значительно сократить время на изучение теоретического материала, и увеличить — для самостоятельной работы. Здесь подаются опережающие укрупненные блоки задач в сочетании с листами открытого учета знаний (экран успеваемости).

Для активизации самостоятельной работы используются нетрадиционные формы обучения, в частности ассоциативные рисунки. Они дают возможность запоминать, понять и оптимизировать учебный материал.

Среди других форм самостоятельной работы студентов является работа, как форма изложения содержания проблемы или анализа содержания нескольких исследований по одной проблеме. Реферат — краткое изложение (устный или письменный) основных положений учения, научной работы, исследования или содержания книги. В вузах часто используют форму самостоятельной работы — курсовую и дипломную работу. Оценка за такую работу включается к диплому. Важно удачно подобрать тематику рефератов и дипломных работ, они дали возможность не только изложить теоретический материал, но и провести исследовательскую работу студенту так, чтобы достичь собственных научных выводов.