Финансовая зависимость органов местного самоуправления от государства

На фоне быстрого развития экономики фиксируется последние несколько лет, в нашей стране все еще остро стоит проблема развития регионов и представительной власти (сельские, городские и районные советы), представляющий интересы общины. В настоящее время очень слабо развито местное самоуправление со всеми его составляющими: законодательной базой, финансовым механизмом, особенно общественным контролем за деятельностью представительных органов местного самоуправления.

Главная проблема местного самоуправления — это финансовая зависимость от государства, низкий уровень самостоятельности в принятии многих решений и отсутствие реальных рычагов руководства и в плыву на местном уровне.

Итак благосостояние и благополучие города, села или поселка возможно лишь при финансовой независимости территориальной общины и каждого из ее членов. А это значит зависимость принимаемых решений органов местного самоуправления не от государства, а только от общины территориальной единицы, которая является непосредственным потребителем социальных услуг.

Почти каждый сельский и городской советы есть финансово зависимыми от государства и характеризуется большой степенью дотационности.

Причинами этого являются:

— Во-первых то, что в структуре бюджетов советов происходят постепенные, но очень существенные сдвиги в сторону увеличения размеров официальных трансфертов, а особенно это касается субвенций, которые предоставляются государством для четко определенных целей;

— Во-вторых то, что наблюдается постепенное замедление темпов прироста собственных и закрепленных доходов;

— В-третьих, что государство Конституцией и другими законами закрепляет собственные полномочия и функции органов местного самоуправления, но на самом деле не дает реальных финансовых рычагов для их реализации, передавая их государственным администрациям, представляющих интересы не общества, а КМУ и Президента Украины, которым они подчинены.

Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в финансовом обеспечении сельских и городских советов, нужно в структуре бюджетов увеличить размер закрепленных и особенно собственных доходов с помощью повышения эффективности их администрирования местными налоговыми органами и расширение базы налогообложения.

В первую очередь нужно увеличить размер местных налогов и сборов в структуре доходной части бюджетов сельских и городских советов. Для этого необходимы изменения в Декрете Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах», который введен в действие 20 мая 1993 года. Все изменения должны быть направлены на увеличение налоговых ставок, особенно за парковку автотранспорта, совершенно не соответствуют условиям настоящего, или предоставление прав местным органам власти самостоятельно определять налоговые ставки.

Во вторую очередь необходимо более строгое законодательное регулирование при продаже земель, находящихся в собственности местных органов самоуправления, и формирования процедуры продажи земель только только на аукционах, для получения максимальных доходов.

В третью очередь, необходимо повысить размеры поступлений от закрепленных доходов бюджетов органов местного самоуправления, и особое внимание уделить налога с доходов физических лиц.

Для повышения поступлений от этого налога необходимо:

1) повысить эффективность администрирования налога с доходов физических лиц налоговыми органами;

2) введение действенного механизма наказания предпринимателей за выплату заработной платы «в конвертах»;

3) проводить широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации обо всех негативных сторонах получения заработной платы в «конвертах», а как следствие и уклонения от уплаты налога с доходов физических лиц.

Итак, исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Главная проблема местного самоуправления — это финансовая зависимость от государства, низкий уровень самостоятельности в принятии многих решений и отсутствие реальных рычагов руководства и в плыву на местном уровне.

2. Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в финансовом обеспечении сельских и городских советов, нужно в структуре бюджетов увеличить размер закрепленных и особенно собственных доходов с помощью повышения эффективности их администрирования местными налоговыми органами и расширение базы налогообложения.

3. Введение указанных изменений и предложений позволит увеличить размер доходной части сельских и городских бюджетов и улучшить социально-экономическое положение, повысить расходы на социальную защиту, культурно-образовательные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство, которое в большинстве соль и городов находится в чрезвычайно запущенном состоянии.