Налоговая политика государства в нефтегазовой промышленности украины реальность и направления совершенствования часть 2

Согласно Национальной программы «Нефть и газ Украины до 2010 года» принятой постановлением Кабинета Министров Украины от 21.06.01, принцип энергетической безопасности страны заключается в максимально возможном обеспечении потребностей государства в топливно-энергетических ресурсах за счет повышения объемов собственного их добычи, ослабление зависимости от импорта энергоносителей. В то же время ресурсы природного газа из собственного производства составляют 10,5%, а импорта 89,5% . За счет нефти собственной добычи государство может покрыть лишь 1/3 потребностей, поэтому остается крупнейшим в СНГ потребителем российской нефти (рис. 1). В течение 2003 года на нефтеперерабатывающие предприятия поступило 24 619,6 тыс. тонн нефти, в том числе: 2 166,4 тыс. тонн — собственной добычи (8,8% от общего объема поставки); 21319 , 5 тыс. тонн — из Российской Федерации (соответственно — 86,6); 1137,7 тыс. тонн — из Казахстана (4,6%) .

Приведенное выше позволяет утверждать об энергетической опасности в стране и необходимость государственного содействия разработки собственных залежей нефти и газа.

Однако сегодня меры государственного регулирования направлены главным образом на обеспечение фискальной функции, а не стимулирующей. Ни одна из отраслей отечественной экономики так прямо не зависит от бюджетных коллизий, как нефтегазовая. Она годами вынуждена работать в особом налоговом поле, границы которого устанавливаются при принятии очередного закона о государственном бюджете. Для НГК фактически не существует постоянных универсальных правил. За последние годы нормативная база для украинского нефтегазового рынка менялась не реже одного раза в 3-4 месяца .

Важным фактором государственного регулирования является ценообразование. Значение использования для анализа развития любой отрасли категории «цена» определяется тем, что она формируется в результате сопоставления векторов воздействия различных, иногда противоречивых сил.

В нефтегазовом комплексе государство регулирует тарифы на транспортировку природного газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам; тарифы на распределение, транспортировку и хранение природного газа; тарифы на природный и сжиженный газ, — с целью необоснованного увеличения цен предприятиями-монополистами, защиты прав потребителей и недопущения перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других.