Государственная образовательная политика чехии периода общественных изменений состояние, тенденции, проблемы часть 5

Значительное внимание исследователя сосредоточено на особенностях управления образовательными процессами в Чехии. Отмечено жесткие правила поведения: обязательное лицензирование образовательной деятельности, создан эффективный институт образовательной экспертизы, осуществляется эксперимент изменения содержания базового образования (задействованы около 30 школ), постоянно прогрессирует доля финансовых средств, которые правительство выделяет на переподготовку и повышение квалификации учителей. На основе проведенных исследований определена тенденция преимущества внешней ориентации чешской образовательной политики .

В исследованиях государственной политики в сфере образования важную роль играют периодические издания. Журнал «Государственное управление в переходных экономиках» содержит публикации П. Радо о смене парадигмы педагогики, отвечать новым задачам: готовность студентов к работе в непредвиденных ситуациях, обучать их быть гибкими и производить собственные способности к решению проблем. Также дает возможность узнать о направлениях образовательных реформ 90-х гг., Которые проводились в странах Центральной и Восточной Европы .

Экономический бюллетень о странах с переходной экономикой «Трансформация» знакомит с выступлением президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Он призывает к проведению реформ в сфере образования Чехии в направлении увеличения использования современных технологий в сфере образования, выработки и закрепления двух важных компонентов системы образования: 1) значительный доступ к университетскому образованию; 2) жесткая конкуренция между университетами за проведение исследований и распространения новых знаний между студентами и преподавателями. По мнению автора, такая система гарантирует, что новые интеллектуальные разработки быстро займут свое место в процессе высшего образования и тем самым принесут пользу обществу .

Габор Халаш предлагает новые механизмы координации общеевропейской политики в области образования, в частности открытый метод координации, состоящий из четырех элементов:

1) выработка общих директив и моделей;

2) разработка национальных программ действий, отвечающих общим директивам и моделям;

3) оценка национальных программ действий и фактического поведения национальных партнеров, достигается с помощью показателей достижения целей;

4) обратная реакция на действия национальных партнеров, которым при этом обеспечивается обратная связь и взаимное сотрудничество .

Выводы. Итак, изучение, анализ и обобщение научных источников по проблемам формирования и реализации образовательной политики в Чехии являются актуальными и важными для настоящего системы управления образованием в Украине.

Учитывая пример подготовки Чешской Республики к вступлению в ЕС и последовательной реализации обязательств в области образования, в Украине необходимо максимально использовать концептуальные подходы ОЭСР при определении тенденций развития образования для стимуляции творческой и инновационной деятельности руководящих лиц и педагогических работников и участвовать в подготовке сравнительного анализа и оценке результатов, целенаправленно открывать доступ к важным международным документам, результатов деятельности межправительственных организаций, сравнительных обзоров и исследований, системного внедрения непрерывного образования для руководящих и педагогических работников, а также освещать достижения в научно-исследовательской работе, касающихся образования.

Перспективы дальнейших исследований. Перспективным и целесообразным для дальнейшего исследования является изучение опыта Чехии, выяснения концептуальных основ образовательной политики и выявления тенденций дальнейшего развития.

Для обеспечения целостности, комплексности необходимо провести исследование по следующим направлениям:

— Нормативно-правовое обеспечение образования в Чешской Республике;

— Структурно-функциональный анализ системы образования в Чехии и управления ею;

— Задачи и принципы образовательной политики Чехии и др.