Эволюция организационного и функционального содержания регионального управления

В ретроспективном аспекте процесс реформирования регионального управления не следует считать однозначным и однородным как по своей направленности, так и по интенсивности проведения. Это обусловлено многими причинами, основные из которых связаны:

— С изменением в выборе модели макроэкономической модели смешанного типа, и соответственно, системы управления регионами;

— С недостаточным уровнем методологического обеспечения процесса регулирования территориального развития;

— Со значительным уровнем консерватизма действующей в Украине системы регионального управления.

Более конкретно эту историю развития можно разделить на два больших периода: первый — 1920—1985 годы и второй — 1996 год — по настоящее время. Эти периоды также подвергаются градации по этапам организационно-функциональных изменений.

На первом этапе первого периода (1920—1932 гг.) Проблемы регионов рассматривались и решались исходя из действия экономических законов, в частности закона стоимости и объективного характера товарно-денежных отношений. В это время управления региональным развитием осуществлялось преимущественно местными органами власти, которые действовали как политические органы и по совместительству как субъекты хозяйственной деятельности в рамках определенной административной территории. В рамках этой модели предполагалось широкое использование принципов хозяйственного расчета во внутрихозяйственной деятельности и оптовой торговли средствами производства. Основу территориального развития составляла концепция повышения эффективности субъектов производственно хозяйственной деятельности и улучшения показателей развития социальной сферы при строгом ограничении межрегионального обмена.

На втором этапе (1933—1956 гг.) Уже была создана система административно-командного управления в стране. Характерной особенностью этого периода было, во-первых, отказ от принципа единства экономики и административных границ ее функционирования и, во-вторых, измельчения административно-территориальных единиц управления. На практике это привело к нарушению пропорций между внешними и внутренними факторами развития социально-экономических систем, однако мало объективное объяснение — приоритет оборонных вопросов и, соответственно, отраслей оборонного направления.

На третьем этапе (1957—1965 гг.) Значительные усилия направлялись на совершенствование управления региональной экономикой на основе создания совнархозов. Целью создания совнархозов была потребность в обеспечении децентрализации управления в связи с общим ростом промышленного потенциала. При этом из-за реформы управления в 1957 году предполагалось в первую очередь ограничить угрожающую структурную дифференциацию и ослабить противоречия между отраслями производства и территориями. Однако создание многочисленных совнархозов не оправдала ожидаемых надежд.

На четвертом этапе становления и развития региональных экономических систем (1965—1985 гг.) В научных исследованиях и практике управления нашло отражение решение проблем регионального развития на основе программно-целевого и системного подходов. В частности, в это время начались и получили дальнейшее продолжение работы по формированию территориальных социально-экономических систем, социально-экономических комплексов, знаменовало собой желание восстановить связь территориально-производственного комплексообразования с более общими проблемами территориальной организации общества, в том числе с проблемами экономического районирования. Это направление, представлен в исследованиях эстонских, российских и украинских ученых, имевший целью реализацию идеи М. М. Колосовского о сочетании теории комплексообразования с социально-экономическим районированием.