Формирование современной организационной науки

Организационная наука начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в начале XX века в недрах социологии — науки, которая пыталась предложить в-теоретический взгляд на закономерности формирования и функционирования общества.

Хотя социология как наука, предшествовавшей теории организации, имела в начале XX века свои собственные задачи, все же связь с организационными проблемами в той или иной степени оговаривал ее параллельное развитие с циклом организационных наук. При этом следует иметь в виду, что научные знания о закономерностях функционирования и развития общества как в-социологическое направление науки, проходил обычно под влиянием различных экономических, политических, идеологических, культурологических и других факторов. Эти факторы по-разному проявляли себя в конкретных исторических условиях, но именно в начале XX века сформировались предпосылки достаточно бурного развития организационной науки.

В это время организационная наука начинает формироваться в качестве самостоятельного научного направления и все больше видпочковуеться от социологии, а также от экономики, философии и других общественных наук. В это же время достаточно очевидно определяется ее специфический предмет исследования, новые организационные проблемы, которые объективно требуют особых методов исследования.

Ведь если во времена господства мануфактур хозяева самостоятельно решали свои производственные и организационные проблемы, то для ведения осложненного крупного капиталистического хозяйства их опыт и интуиция уже были недостаточными. Появилась острая необходимость разработать новые способы организации труда, которые бы позволяли повысить эффективность производства и одновременно сократить количество работников. Таким образом, были поставлены качественно новые цели: резко повысить эффективность труда; обеспечить рост производства; повысить качество самого труда.

Еще накануне рассматриваемого периода, уже были достаточно интенсивные попытки научно обосновать подходы к решению указанных организационных проблем. Определенный вклад, например, было сделано английским экономистом Адамом Смитом, который сформировал некоторые принципы разделения труда и его узкой специализации (еще сегодня эти принципы иногда называют «законами распределения труда Адама Смита»), Ученый одним из первых в науке заметил, что при распределения труда ее конечный результат значительно повышается. Он приводил пример, что на производстве по выпуску определенного продукта результативность труда значительно повышается, если рабочий занимается изготовлением не всего изделия, а только его отдельной части (или частей), а другие рабочие собирают эти части в. едине целое.

Принципы распределения и специализации производственных процессов были положены в основу исследований по научной организации труда (НОТ). Эти исследования в определенной мере рассматриваются как прикладная научная дисциплина, входящая в цикл организационных наук. Ее бурное развитие в начале века тоже был обусловлен главным образом потребностями промышленного производства.

В дальнейшем на основе этих организационных идей сформировалась школа «научного менеджмента», основоположниками которой стали американский инженер Фредерик Тейлор и французский ученый Анри Файоль. Их практическая и научная деятельность, а также достижения их учеников и последователей достаточно подробно освещены в научных исследованиях управленческих проблем, в частности, зарубежными учеными. Научные разработки этих ученых и практиков менеджмента внесли достаточно существенный вклад в формирование организационной науки. В трудах представителей этой школы впервые была поставлена проблема классификации организационных наук и определение соотношения между ними. Хотя эта проблема специально не рассматривалась в отдельных исследованиях, однако ставила на повестку дня уже самим фактом проведения активных научных разработок в области управления и главное — положительными последствиями практического применения полученных организационных знаний, а потому находила научную интерпретацию в трудах основателей этой научной школы.

Именно в начале XX века проходило формирование и других научных направлений, а именно теории управления производством, теории административной деятельности и тому подобное. Одновременно предпринимались попытки определить соотношение между понятиями: «организация» и «управление».