Методологические аспекты внедрения государственной политики часть 4

Подчеркнем, что любое решение государственно-управленческого уровня конкретизируется по социальной сферы, имеет определенного субъекта выполнения и временные рамки. По нашему мнению, более продуктивным будет определить отношение субъекта к совершаемому им внедрения. Поэтому классификации по критерию специфики социальной сферы является малоконструктивнимы и их следует заменить на те, которые указывают на определенные разновидности внедрения политики и одновременно сохраняют его существенные признаки. С учетом этого имплементацию политических решений можно классифицировать по такому критерию, как уровень ее осознания (полностью осознанное, отчасти осознанное, отчасти неосознанно и полностью неосознанное). Возможна также классификация по уровню согласования используемых средств с теоретическими основами осуществляемых преобразований.

Еще один тип разделения процесса внедрения государственной политики вытекает из специфики самих решений или их предметной направленности. Речь идет о решении, что, во-первых, ограничены форматом административных изменений и, во-вторых, имеют общегосударственный характер. Выполнение первых зависит в основном от уровня компетентности чиновников, от соответствия решения административной культуре, сформировавшейся в учреждении исполнения. Такие внедрения вполне могут вписываться в директивную парадигму или имеют инкременталистський характер, то есть изменение задач незначительна, касается в основном средств, а их выполнение вполне может обеспечиваться использованием предыдущего опыта. Реализация задач общегосударственного масштаба (или таких, которые выходят за рамки управленческих структур) имеет свои особенности, связанные прежде всего с участием широкого круга общественности, который относится к принимаемых политических решений неоднозначно, может иметь собственную точку зрения по их сущности и действовать на ее основе. Тем самым утверждается известная истина, что «политика не определяет всех взаимосвязей в обществе» , а также положение о том, что успех в политике во многом зависит от сознательного участия исполнителей, то есть и широких кругов общественности. Это утверждение составляет аксиому партисипативный парадигмы реализации политических решений.

По нашему мнению, важно обратить внимание на то, что в процессе внедрения государственной политики осуществляются общие законы менеджмента, в частности законы неопределенности отклика и расщепление управленческой информации . Так, первый закон утверждает, что отношение исполнителя к осуществляемых изменений не столько зависит от их содержания, сколько от собственного видения их значимости. Отсюда следует широкий диапазон отношения участников политических процессов в их сути — от осознанной и творческой активности к активному сопротивлению. Понятно, что выбор методов воздействия субъектом политического действия на общественность не может не зависеть от такой позиции. Второй названный закон фиксирует зависимость сохранения и воспроизведения информации от количества управленческих звеньев, существование единого тезауруса для большинства участников определенного процесса. В нашем контексте внедрения политических решений важным будет четко разграничивать реализацию социально направленных проектов и реформирования институтов администрирования. Ведь внедрение первых имеет гораздо больше опосредующих звеньев, что приводит к более широкой диверсификации политических целей и, соответственно, к необходимости использования политическим субъектом значительно интенсивных методов и усилий для достижения нужного результата.

Еще одним ценным с методологической точки зрения аспектом исследования процесса внедрения государственной политики является определение индикаторов (критериев оценки) этого процесса. По нашему мнению, определение и использование таких индикаторов зависит от этапа внедрения. Если речь идет об этапе перехода к внедрению, то необходимо использовать такие два критерия, как истинность (соответствие знаний заложенным в основу решения действительным условиям) и реалистичность (способность политического субъекта выполнить поставленные задачи — наличие ресурсов, в том числе и субъективных, для достижения нужного результата). На этапе осуществленного внедрения, кроме указанных двух критериев, включается обязательно и критерий результативности — соответствие достигнутого результата содержания принятого решения.

Из приведенного выше можно сделать следующие выводы: