Эволюция организационного и функционального содержания регионального управления часть 2

Второй период развития регионального управления тоже был неоднородным, хотя носил и носит явно трансформационный характер.

На первом этапе (1986—1997 гг.) Которую можно назвать квазиреформаторським, характерно приспособления действующей «Советской моделей» до новейших рыночных условий без радикальной перемены базовых ее институтов. В настоящее время структура органов управления регионом представляла собой сложное сочетание отраслевых и территориальных подразделений советов, государственных органов и действующих параллельно, а иногда и самостоятельно, подразделений партийных комитетов всех уровней. Юридически закрепленным высшим органом регионального управления были областные советы народных депутатов. Для выполнения непосредственных исполнительных и распорядительных функций сессий областного совета выбирался исполнительный комитет. Координацию действий всех органов управления через планирование развития основных пропорций экономики региона должна была осуществлять плановая комиссия облисполкома. Не имея достаточных полномочий и рычагов влияния на отраслевые производственные структуры плановая комиссия ограничивала свою деятельность сбором проектных данных для планирования и разработки комплексного плана. Начиная с 1985 года в СССР начала осуществляться практическая работа по переходу к рыночной экономике. Значительные изменения были внесены в структуру облисполкома, а также областных отделов и управлений. В частности, в структуре облисполкома центральное место заняло заново созданное Главное планово-экономическое управление (ГоловПЕУ), которое впитало в себя областную плановую комиссию, отделы облисполкома по социальному развитию и научно-техническому прогрессу, а также функции ликвидированных отделов обкома партии. Однако это было недолго, поскольку в ГоловПЕУ стали видеть орган, который подменяет облисполком и способен решать все вопросы развития региона, включая отраслевые и межотраслевые. В таких условиях очередная смена организационных структур управления регионом была просто неизбежна. Голов ПЭУ превратилось сначала в комитет, а затем в управление региона с несколько иной организационной структурой, численностью аппарата и функциями . Очередное административное реформирование в соответствии со статьями 46 и 53 Конституционного договора между Президентом Украины и Верховной Радой привело к ликвидации облисполкомов и создание на их основе государственных администраций. Новый орган существенно расширил свои полномочия по управлению региональным развитием, в его функции вошло управления государственным имуществом, осуществление антимонопольной политики, разгосударствления и приватизации, содействие предпринимательству, защите прав потребителей, поддержка внешнеэкономических связей и тому подобное. Расширение функций и полномочий привело к расширению структуры и состава аппарата госадминистраций. Типом конфигурации их организационных структур стала линейно-функциональная, или ее модификация — дивизионная, при которой функциональные подразделения объединяются в большие блоки. Недостатком этого вида структур является локализация функций управления в обособленных подразделениях и их слабое взаимодействие при решении комплексных проблем развития территорий, практическое отсутствие горизонтальной координации. Именно последнее по мнению специалистов стало основной причиной потери управляемости управленческими процессами в нынешних условиях хозяйствования.

Третий, или трансформационный, период реформирования регионального управления начался со второй половины 2001 года и продолжается по настоящее время. Для него характерно стратегический подход по изменению постсоветской квазирыночных модели регулирования территориального развития в современную европейскую модель, модернизированную с учетом особенностей и потребностей отечественной экономики. Частично это проявляется во вновь преобразованной структуре Главного управления экономики области, где выделяются принципиально новые блоки функциональной деятельности: блок институциональной политики, блок экономической стратегии и блок по осуществлению регуляторной политики.

Таким образом, прошлый и современный периоды развития регионального управления можно рассматривать как поиск оптимизации государственного и регионального влияния на характер воспроизводственных процессов в экономических системах различного иерархического уровня в рамках демократизации общественных процессов.