Проблемы и перспективы развития фондового рынка

Одной из приоритетных задач фондового рынка на сегодня является увеличение объемов привлечения денежных ресурсов, направляемых в реальный сектор экономики Украины. В частности это касается:

Привлечение через фондовый рынок инвестиций в реальный сектор экономики в объемах, обеспечивающих его потребности (на уровне расширенного воспроизводства); хотя на данном этапе экономического развития государства, скорее всего надо решать не сугубо инвестиционные вопросы, связанные со следующими денежными выплатами, а больше внимания уделять инновационным проектам, которые способствовали бы повышению рыночной капитализации в условиях снижения уровня рисков рынков;

Содействие росту удельного веса корпоративных ценных бумаг, развитие рынков новых финансовых инструментов, в частности инновационного рынка деривативов;

Повышение роли внутренних инвесторов — граждан и институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компаний и т. д.);

Создание нормальных условий для реализации национальных инвестиционных возможностей и содействие привлечению внешних инвестиций.

Указанные вопросы в основном могут быть решены путем совершенствования, с соблюдением европейских норм и лучшей мировой практики, законодательной и нормативной базы по основ государственного регулирования рынка ценных бумаг, повышение роли регулируемых рынков финансовых инструментов. Основным достижением в этом аспекте был, безусловно, принят в 2006 году Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Однако данный закон содержит много спорных моментов, необоснованных с точки зрения мировой практики.

Также на законодательном уровне не установлено принудительной нормы о заключении сделок по ценным бумагам и финансовых инструментов на биржевом рынке, поэтому необходимо провести следующее:

внести изменения в систему налогообложения операций по купле-продаже ценных бумаг и финансовых инструментов на биржевом рынке, вводя льготное налогообложение операций по купле-продаже ценных бумаг на неорганизованном рынке ценных бумаг;

установить требования относительно минимального объема торгов финансовыми инструментами, который необходим для выполнения лицензионных требований на право осуществления деятельности по организации торговли ценными бумагами и торговли ценными бумагами;

ввести ежеквартальное предоставление биржами бухгалтерских и финансовых отчетов, других материалов, которые максимально раскрывали информацию об эмитентах, ценные бумаги которых находятся в официальном и неофициальном листингах с целью широкого ознакомления с ними потенциальных инвесторов, законодательно ввести понятие советника, обязанности которого заключались бы в предоставлении профессиональных консультаций для таких инвесторов, особенно мелких, при желании приобрести тот или иной финансовый инструмент.

В Украине наблюдается следующая ситуация — значительная часть неорганизованного рынка, недостаточное количество инвестиционно привлекательных ценных бумаг, находящихся в обращении, и низкая ликвидность организационно оформленных рынков.

Закон содержит прогрессивную норму об обязательности участия профессиональных участников фондового рынка в саморегулируемых организациях и пролонгированного на три года нормы о существовании одной саморегулируемой организации торговли и депозитарной деятельности. Указанные нормы расширяют перспективы передачи регуляторных функций государства объединениям профессиональных участников фондового рынка, зарегистрированных Комиссией как саморегулируемые организации.

В завершение следует сказать, что закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» легитимизировал практику функционирования рынка ценных бумаг, сложившейся за весь период его существования, и открыл новые горизонты его дальнейшего развития.