Направления совершенствования косвенного налогообложения украины в современных условиях экономической интеграции часть 4

В целом анализ практики ЕС по использованию косвенного налогообложения и его влияния на доходы бюджета и экономическое развитие, на формирование ВВП, позволит учесть такие его особенности:

— Поступления от косвенных налогов является одним из трех базовых источников доходов бюджетов стран-членов, к которым относятся, кроме того, — поступления прямых налогов и социальных страховых платежей;

— Развитие системы косвенного налогообложения обуславливался необходимостью гармонизации и упрощения торговых режимов в середине союза и в торговле с другими странами — торговыми партнерами;

— Главным косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость, доходы от взимания которого формируют в среднем 6-9% ВВП;

— В странах ЕС налогообложения НДС характеризуется сочетанием двух важных и с первого взгляда противоречивых составляющих — широкая база налогообложения и высокие по сравнению с другими странами, ставки налога. Однако высокий уровень организации системы налогообложения и администрирования налогов позволяет успешно балансировать разнообразие баз налогообложения и дифференцированных ставок;

— Взимание других косвенных налогов и сборов (обычных налогов, таможенных сборов) достаточно дифференцированное в разрезе разных стран. Их система дополняющей и балансирующей с целью оптимизации воздействия налогоплательщиков и экономическое развитие косвенной формы налогообложения;

— Процесс расширения стран-членов Евросоюза сопровождается процессами дальнейшей гармонизации и упрощения системы косвенного налогообложения. Перед системой косвенного налогообложения стоит задача сбалансирования низких цен в странах — новых членах выше косвенными налогами в условиях ЕС;

— Доминирующей составляющей базой налогообложения НДС в странах являются конечные потребительские расходы домашних хозяйств, высокий уровень платежеспособности которых позволяет правительствам варьировать и успешно использовать дифференцированное обложения этим налогом;

— Высокий уровень внешнеторговых потоков хотя и обусловливает доминирующую роль косвенных налогов в налогообложении торговли, однако не приводит к проблемам избыточного возмещения по НДС из бюджетов стран критического уровня бюджетных средств.

Об особенностях практики РФ о взимании косвенных налогов, то она хотя и является весьма специфической, но необходимо выделить общие тенденции, влияющие и влиять на эффективность косвенного налогообложения в наших странах:

— Российская Федерация активно работает в направлении скорейшего вступления в ВТО, что обусловливает необходимость внедрения международных принципов и подходов к налогообложению внешнеэкономической деятельности и потоков товаров и услуг;

— В стране проводится налоговая реформа, достаточно кардинальное относительно базовых элементов налогообложения — ставок налогов и налогоплательщиков, и косвенным налогам уделяется особое внимание. Снизив ставку НДС до 18%, в РФ рассматриваются и просчитываются варианты снижения НДС в ближайшие несколько лет уже до 13%;

— РФ имеет высокий уровень открытости экономики, объемы экспорта обеспечивают высокое положительное платежное сальдо, однако практика использования НДС приобретает дальнейшего развития. В стране постепенно лишаются непосредственно оборотных налогов в классической их форме;

— Между странами наращиваются товарооборота и объем услуг, стимулирует формализацию и гармонизации режимов косвенного налогообложения, усиления сотрудничества между таможенными и налоговыми службами стран, повышение уровня защищенности общих границ;

— Странами инициировались достаточно широкие преференции в формировании общих товарных рынков базировалось на стремлении оптимизировать и упростить торговлю между странами;

— Производители многих подобных видов продукции выступают конкурентами как на внутреннем, так и на внешних рынках, поэтому учет механизмов ценообразования для каждой из сторон является важным фактором построения стратегии продвижения на внешние товарные рынки и рынки услуг, поддержание национальных конкурентных преимуществ;

— Практика взаимоотношений между странами характеризуется частыми торговыми «войнами». Довольно часто вводятся взаимные антидемпинговые расследования, тарифные и нетарифные методы защиты собственных рынков для наиболее чувствительных сегментов экспорта (трубы, продукция питания и др.). Указанные риски в определенной степени могут усилиться после отечественных президентских выборов несколько напрягли отношения между странами. В частности, в начале февраля в Министерстве экономического развития и торговли инициировано расследование относительно негативного влияния на российских производителей, а следовательно, и экономики страны импорта в РФ труб большого диаметра. И хотя украинский экспорт напрямую не называется, указанные товары являются весомой частью таких товаров в экспорте в РФ.

В целом анализ косвенного налогообложения и в частности взимания НДС позволяет выделить определенные условия, существование которых ставит под сомнение эффективность использования НДС в стране, или которые затрудняют его функционирования и положительное влияние на формирование доходов бюджета.

Незначительная роль внешней торговли, особенно товарного импорта. В большинстве развитых стран налогообложения импорта является главным источником доходов от НДС и косвенных налогов в целом.