Активный налоговый долг часть 3

В случаях нарушения плательщиком правил отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге, отъезда должника физического лица за границу, признание плательщика неплатежеспособным по обязательствам иным, чем налоговые, отказа плательщика от проведения документальной проверки (при наличии ее законных оснований) или от допуска служащих фискальных органов для проведения обследований, отсутствии у плательщика документов о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, постановку на налоговый учет, лицензий, патентов, сертификатов может быть применен административный арест активов. Он предусматривает запрет совершать любые операции со своими активами (кроме направленных на поддержание надлежащего состояния, охрану, обеспечение сохранности). Различают полный и условный арест активов. Полным устанавливается исключительный запрет на реализацию прав распоряжения и пользования активами (возможно даже с их изъятием). По условному же ареста плательщик должен получить предварительное разрешение руководителя налогового органа на осуществление операций с активами, предоставляется на основании заключения налогового управляющего. Законодательством опять же достаточно четко регламентирован порядок применения ареста активов, функции исполнителей решений, порядок приостановления ареста.

Однако проведенный нами анализ нормативных актов показывает, что как при применении налогового залога, так и при налоговом аресте неоптимальными есть полномочия налоговых управляющих. Законом «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» только существует, что правила назначения, увольнения, а также компетенцию налогового управляющего определяет центральный налоговый орган. На основании этой нормы определена компетенция налоговых управляющих, которые, по нашему мнению , является достаточно широкой и должна принадлежать не одному лицу, а, например, специальной рады. Единоличные выводы об освобождении отдельных видов активов из-под налогового залога, издание предписаний о запрете осуществления операций с активами, определение состава активов, подлежащих продаже, принятия решений о продаже имущественных комплексов создают условия для возможного участия отдельных сотрудников фискальных органов в совершении коррупционных схем. Хотя отдельные указанные решения в конечном счете утверждаются руководством налоговой инспекции, и все же основу их составляет обоснование, что выражает мнение (иногда достаточно субъективную) одной лица — налогового управляющего. Таким образом, возможно возникновение ситуаций, при которых своевременное и полное погашение налогового долга (или наоборот — соблюдение отдельных прав плательщика) не находить логической реализации. Выход видится в законодательном предвидении создания совета налогового надзора с привлечением представителей общественности. Этому органу целесообразно было бы передать упомянутые выше функции налоговых управляющих. Привлечение же представителей общественности позволило бы реально внедрить принципы общественного контроля за деятельностью фискальных организаций и отдельных их сотрудников.

Налоговые органы, убедившись в безнадежности налоговой задолженности, в качестве крайней меры могут инициировать процедуру банкротства должника. Формально обращения с соответствующим заявлением в суд возможно в случае, когда долг плательщика превышает 300 минимальных заработных плат, срок его возникновения более 3 месяцев и срок давности не истек. В случае, когда процедура банкротства начата по инициативе самого должника или других его кредиторов, налоговая служба выступает заявителем кредиторских требований.