Макроривневий комплекс причин и условий тенизации общественно-экономических отношений часть 3

Правовой режим или правовые механизмы, заложенные в основу реформирования экономической системы, производят системную экономический кризис, безработица, тенизации финансово-хозяйственных операций, подавление производственного сектора экономики и процессов (даже простого) экономического воспроизводства, деградацию производительных сил, интеллектуального потенциала и общественного сознания в стране .

Предпосылки, созданные от воздействия указанных факторов, детерминировали:

— Интеграцию общеуголовной преступности с экономической;

— Центр тяжести первой (общеуголовной) переместился в сферу экономики. (Именно корыстные экономические мотивы, продуцируемых экономической политикой государства (стремительное накопление капиталов, создание частного владельца — опоры реформ), лежат в основе заказных убийств, рэкета, шантажа, отмывания доходов противоправного происхождения и т. Д.).

— Именно такой причинный комплекс привел к тому, что количественный массив незаконных доходов обусловил изменение их качественных признаков и форм использования (то есть потребительский характер незаконных доходов изменяется на криминогенно-воспроизводственный — криминогенные наличные формы расчетов на «теневые» псевдолегальные безналичные межбанковские и даже международные банковские схемы трансакций таких капиталов);

— Проникновение противоправных капиталов в легальные схемы экономического оборота насыщают различные сферы общественно-экономических отношений сверхмощным криминогенным потенциалом;

— Нормотворческую, управленческую и экономическую деятельность государственных органов пронизывает коррупция, лоббизм, протекционизм, подкуп, шантаж, мошенничество с финансовыми ресурсами, псевдобанкротства, преднамеренное доведение предприятий до банкротства с целью их дальнейшей приватизации по низким ценам, псевдоугоды, уклонения от налогообложения, аккумуляция, " намыв «и» отмывания "капиталов незаконного происхождения, другие формы уголовного промысла, перерастает в глобальную тенизацию общественно-экономических отношений, детерминирует значительную концентрацию других негативных факторов и антагонистических противоречий, которые носят воспроизведенной-прогрессирующий, негативное влияние на социально-экономические процессы .

Причинами третьего этапа тенизации общественно-экономических отношений, который начался в 1992 году, стали просчеты в налоговой, кредитной и монетарной политике государства. Относительно характеристики указанного причинно-детерминационных комплекса следует отметить следующее.

В мировой практике рыночных методов управления экономикой налоговая политика стоит в одном ряду с такими экономическими инструментами, как бюджетное финансирование определенных государством приоритетов и влияние через кредитную и монетарную политику на денежное обращение и финансово-хозяйственную конъюнктуру в целом. Есть кредитно-финансовая, монетарная и налоговая политика являются основными элементами экономических методов управления экономикой, внедрение которых должно осуществляться на основе стимулирования прогрессивных социально-экономических процессов. По управлению экономикой через использование налоговых рычагов, то оно через систему налоговых льгот, налогового кредита, другие налоговые инструменты должно быть направлено, прежде всего, на воспроизведение производственных процессов, обеспечение и поддержание сбалансированного экономического роста, эффективного использования ресурсов, стимулирования легальных форм оборота капиталов , инвестиционной деятельности и предпринимательской активности, а на этой основе — стимулирование процессов расширенного экономического воспроизведения, за счет чего может осуществляться стабильное наполнение государственного бюджета и формирования задекларированной в Украине социально ориентированной рыночной экономики. Решение таких задач предполагает комплексные глубоко взвешенные и скоординированные подходы к адаптации правового регулирования новых рыночных, экономических процессов в экономико-правовой среды страны и наоборот.

Вместе с тем, просчеты государства в кредитной, монетарной, налоговой и других сферах экономической политики, невзвешенная обвальный либерализация цен, недостатки в правовом регулировании экономических процессов привели с начала до открытой, а позже, через подавляющие монетарные механизмы — в завуалированной гиперинфляции, потери платежеспособности граждан , распада производственных связей, «вымывание» оборотных средств предприятий, прогрессирующей деградации производства и тенизации общественно-экономических отношений, а в целом — до системного экономического кризиса.

Причина такой ситуации кроется в том, что задекларированная (в целом концептуально продумана) налоговая политика, реализуемая в действующей системе налогообложения Украины, отразила преимущественно фискальные и проигнорировала регулятивную функции налогов. Кредитная политика свелась к спекуляциям кредитными ресурсами в самой банковской системе и посреднической сфере экономики, а монетарная — до демонетизации экономики, то есть чрезмерного ограничения объемов денежной массы в экономическом обороте страны. Относительно последней составляющей экономической политики следует отметить, что она могла бы предусмотреть не только ограничения общей массы денег, а и их увеличение (в определенных случаях) к оптимуму, необходимого для эффективного обслуживания производственных процессов и оборота продукции. Возведение монетарной политики к чрезмерному ограничению денежной массы, с одной стороны, приводит к угнетению процессов производства, а с другой — к консервации оборота продукции.

Не соответствует провозглашенным регулятивным принципам налоговая политика, поскольку преобладают в основном ее фискальные функции: указанные перекосы и однобокое, несколько заидеологизировано регулирования указанных составляющих экономической политики закономерно производит теневые воспроизводственные процессы, поскольку в таких экономико-правовых условиях легальная классическая схема экономического оборота "товар — деньги , деньги — товар "функционировать не может. По указанным причинам срабатывает саморегулятивных механизм воспроизведенной-деградационных процессов: не за что покупать произведенную продукцию, нет ее сбыта, а соответственно — «не нужно» ее производить. В свою очередь, невозможность выработки продукции порождает открытое и завуалированное безработицы, дает новый виток: появления неплатежеспособных граждан; угнетение производственных процессов, разрушению механизмов экономического воспроизводства; деградации экономики; прогрессирующей криминогенной тенизации общественно-экономических отношений. С экономической оборота устранено основных инвесторов — потребителей — граждан страны.

Таким образом, современное экономическое состояние Украины, ее регионов, отраслей народного хозяйства, предприятий и предпринимателей, пенсионеров и других граждан обуславливается уровнем нерешенных проблем в сфере налоговой, монетарной, кредитно-финансовой, а соответственно и экономической политики в целом. Свертывание источников наполнения бюджета в связи с угнетением процессов (даже простого) экономического воспроизводства, прекращение работы все большего количества предприятий, тенизация экономики, стремительное старение общества и депопуляция населения реально отражает противоположный задекларированному направление экономических и социально-политических преобразований.

При росте количества налогоплательщиков и видов налоговых платежей предприятий (прежде всего, за счет создания новых предприятий с различной формой собственности и введения все больше новых налогов) проблемы стабильного пополнения бюджета, стабилизации работы и развития субъектов предпринимательской деятельности, мягко говоря остаются не решенными. В результате в стране сложилась ситуация, когда размеры теневой экономики угрожают экономической безопасности государства. Авторы Государственной программы детенизации экономики в ее проекте, вынесенном в августе 2000г. На общественное обсуждение, отметили, что теневая экономика по своим объемам сравнялась с размерами легальной экономической деятельности .