Макроривневий комплекс причин и условий тенизации общественно-экономических отношений часть 2

Количественные изменения накопленных криминальных капиталов на рассмотренных этапах реформ способствовали резкому расширению криминогенной обстановки, которую не без основания, с легкой руки кинорежиссера Говорухина, назвали криминальной революцией. Отдельные действия, которые осуществлялись ранее в виде хищений, превратились в противоправном переадресации финансовых и материальных потоков в кооперативы, созданные семейно-клановыми группировками при государственных предприятиях. Именно это и обусловило изменение масштабов капиталов преступного происхождения. Доходы незаконного, в частности преступного происхождения, изымались раньше в относительно незначительных размерах и имели потребительский характер, то есть использовались преступниками для удовлетворения текущих потребностей, с появлением надспоживчих объемов незаконных доходов стали их вкладывать в разные виды легального и противоправного промысла. Таким образом, излишки преступных и с аккумулированных других незаконных доходов получили уголовно-воспроизводственного окраску. Они стали базой для насыщения криминогенным потенциалом всего финансово-хозяйственного комплекса, замены продуктивных форм финансово-хозяйственной политики на спекулятивно-мошеннические формы хозяйствования, что, в конце концов, привело к разрушению производительных элементов финансовой системы и производственного сектора экономики.

Следующую банковской и внешнеэкономической реформу обусловило то, что владельцы таких крупномасштабных незаконных капиталов хотели доступа к официальным финансово-хозяйственных технологий, в том числе и транснациональных форм их перемещения.

Таким образом, уже к концу 1987 и началу 1988 годов были созданы все экономические и морально-психологические предпосылки для начала второго этапа глобальной тенизации общественно-экономических отношений, которым стала реформа банковской системы. Криминальные группировки посредством создания полукриминальных предпринимательских структур получили доступ к легитимным финансово-хозяйственных инструментов, с помощью которых стали проникать в легитимни схемы экономического оборота и насыщать различные сферы общественно-экономических отношений еще более мощным криминогенным теневым потенциалом .

Все это деструктивно разрушительный экономический и морально-психологический криминогенный потенциал, возникший как результат теневой экономико-правовой политики (первопричина), зародил мотивационно-детерминистический комплекс факторов, продуцирующих воспроизведения глубокого системного кризиса:

— Правовой системы страны;

— Организационно-правовой инфраструктуры управления социальными, экономическими и политическими процессами;

— Правового режима функционирования экономической системы страны, которые, в свою очередь, становятся макроривневимы детерминантами воспроизведения новых негативных факторов тенизации, разрушения, дезинтеграции экономических процессов, угрожающих экономической безопасности государства.

Первый фактор — «кризис правовой системы»

— Стал средством:

— Прогрессирующего воспроизведения такого явления, как коллизия норм и законодательных актов, что опять-таки с легкой руки публицистов метко назвали «войной законов»;

— Прогрессирующей разрушения правозастосовницькои системы и возникновения правового нигилизма как на уровне субъектов выполнения норм, так и на уровне правоприменительных органов;

— Разбалансировка уголовно-правовой политики в государстве.

Второй фактор — «кризис организационно-правовой инфраструктуры системы управления социальными, экономическими и политическими процессами» — приводит долгосрочно-дестабилизирующую опасность системы управления — хаотическое создании, ликвидации, реорганизации тех или иных институтов государства, такого же хаотично-дестабилизирующего увеличения или сокращения штатных единиц в ее властных органах. Вместе с тем, в результате проведения таких непродуманных, ситуационно-конъюнктурных компаний возникает новый виток еще более обостренного комплекса проблем, которые обуславливают такое же хаотичное, еще более чрезмерное очередное увеличение недееспособных, иногда нелегитимных государственно-правовых институтов с дезориентированным и профессионально-деградировавшим кадровым аппаратом.

Третий фактор — «кризис правового режима функционирования экономической системы страны» — производит деградацию и уничтожение производительных сил страны, разрушение производственного сектора экономики, гипертрофированную финансовую систему, колониально зависимой от международных финансовых кругов внутри — и внешнеэкономической деятельности, разрушительную кредитную, монетарную и налоговую политику в отношении отечественного производителя, преступно-халатной отказ от управления остатками государственного сектора экономики, разрушение, банкротство высокотехнологичных производственных комплексов в пользу зарубежных конкурентов и т. д.