Инновационно-институциональная среда бизнеса в украине часть 3

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. Государство действует таким образом, чтобы создать благоприятный для роста предприятий малого и среднего бизнеса правовой и экономический климат. В большинстве стран с рыночной экономикой существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса, серьезная финансово — кредитная поддержка предоставляется через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового бизнеса (Япония), «Кредит для средних и малых фирм» (Франция).

Так, в целом ряде стран государственная стимулирующая политика стовно малого и среднего бизнеса закреплена законодательно: «Закон о малом бизнесе» (США), «Основной закон о малых и средних предприятия» (Япония), «Закон о картеле» (ФРГ).

Если в США функционирует разветвленная система поддержки малого бизнеса (Администрация по вопросам малого бизнеса, Центр развития малого бизнеса, Институты малого бизнеса, комитеты, конгрессы и отдельные отделы в министерствах и ведомствах), то в Японии управленческая и техническая помощь малому бизнесу осуществляется через Институт малого бизнеса при Корпорации малого бизнеса, центры совершенствования управления на местах. Зато в Великобритании и ФРГ нет социальных государственных органов, которые занимались бы проблемами малого бизнеса. Их функции выполняют министерства (образования и занятости, торговли и промышленности), которые разрабатывают программы консультаций, предоставления финансовой помощи, содействие малому бизнесу через деловые услуги, кредиты и льготы (В. Британия), или торгово — промышленные, сельскохозяйственные и ремесленные палаты, Немецкий конгресс промышленности и торговли, палаты малого бизнеса (ФРГ). В Италии основные функции по поддержке малого бизнеса делегированы регионам, а все разнообразие органов, которые поддерживают малый бизнес сводится к таким типам как региональные агентства и смешанные консорциумы.

Выработка этой политики, как показывает опыт экономически развитых стран, тем успешнее чем полнее выражено в ней стратегическую долгосрочную цель развития малого бизнеса и представлена эффективный механизм реализации как совокупность средств государственного воздействия на малый и средний бизнес.

Выводы. Таким образом, социально — экономическое развитие современного общества все больше определяется динамикой его институциональной структуры. Государство также стимулирует взаимовыгодное сотрудничество крупного и малого бизнеса, что в свою очередь играет важную роль в развитии бизнеса.