Налоговая политика государства в нефтегазовой промышленности украины реальность и направления совершенствования часть 3

В Украине основную часть себестоимости экспортируемого природного газа составляют неоперационных или транспортные расходы, а налоги, сборы и рента, которые формируют более 60% стоимости его кубометра. По подсчетам специалистов компании «Укргаздобыча» налоговая составляющая в себестоимости добычи отечественного газа составляет 54,5% . В России же аналогичный показатель для ОАО «Газпром» в последние годы составлял в среднем около 40%.

С 2004 налоговые обязательства украинских газовых компаний увеличились. Если В 1999г. Рентная плата в Госбюджет Украины за 1 тыс. М3 составляла 5 долл. США, то к 2004 г. Она зафиксирована на уровне 5,74 долл. США. Увеличились также отчисления в государственный бюджет за транзит газа — с 0,29 долл. США за 1 тыс. М3 в 1999 году. До 0,31 долл. США за 1 тыс. М3 в 2004 г. ... И, самое главное, введена пошлина на экспорт сжиженного и природного газа в размере до 10 долл. США за тонну и за 1 тыс. М3 соответственно.

Собственный сжиженный газ в различных объемах производят все отечественные нефтеперерабатывающие заводы, 70% которого шло на экспорт, а 10 долл. США — это, по сути, и есть разница между ценами на внутреннем и внешнем рынках. Установленная пошлина не является обоснованным, ведь если предприятия-экспортеры поднимут цену, то возникнет опасность того, что страны-потребители украинского сжиженного газа (Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария) захотят переориентироваться на российский. Налогообложение вывозной пошлиной природного газа позволит дополнительно привлечь 217 000 000 гривен в казну. Собрание же с экспортеров сжиженного газа, учитывая, что в прошлом году из Украины отправлено 200-300 тыс. Тонн этого продукта, составят не более 10-15 млн грн .

Анализ данных таблицы 1 показал, что сумма начислений налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджет в 2003 году уменьшилась по сравнению с 2001 годом на 22 04%. Также важным является тот факт, что НАК «Нафтогаз Украины» по итогам 2003 прекратил рост налоговой задолженности, уровень выплат составил 100, 1%, повысившись по сравнению с предыдущим годом на 24,3%, характерно сохранение этой позитивной тенденции и в первой половине 2004 года (рис. 2).

Анализ доходов, заложенных в государственных бюджетах на 2004 и 2003 годы от нефтегазовой промышленности , свидетельствует о росте их величины. Особого внимания заслуживают рентные платежи. Действующая в Украине система установления рентных платежей за добычу нефти, природного газа предусматривает определение размера рентной платы только от объемов добычи и не устанавливает ее зависимости от цены реализуемой продукции. Принят Закон Украины «О рентных платежах на нефть и природный газ» от 05.02.2004 №1456-IV позволяет несколько решить данную проблему, он значительно облегчает налоговое бремя, особенно тем предприятиям, которые работают с трудноизвлекаемыми запасами. Однако в соответствии с заключительными положениями этого документа часть третья, квинтэссенцией которой является формула по определению уровней ренты на каждом конкретном месторождении, положение вступает в силу с 1 января 2005 года.