Направления совершенствования косвенного налогообложения украины в современных условиях экономической интеграции часть 3

Уровень погрешности постпрогнозив налоговых поступлений по различным моделям колеблется в значительных пределах, является объективным явлением. Но направления совершенствования моделей прогнозирования доходов бюджета лежат в плоскости включения расчетам корректирующих коэффициентов, которые позволили бы учитывать текущие изменения условий экономического развития.

В этом контексте целесообразно использовать многовариантные расчеты как в пределах одной модели, так и с использованием различных моделей. Такой подход в целом реализуется в методике прогнозирования НДС, разработанной НИФИ.

В современных условиях следует четко видеть стратегию реформирования косвенного налогообложения, что позволит более объективно корректировать модели формирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет.

В данном контексте необходимо четко определиться с механизмами расширения базы налогообложения, круг плательщиков налогов и ставок налогов. В частности, о перспективах реформирования НДС, нужно говорить об исследовании перспектив введения дифференцированных ставок налога. Эта задача лежит в плоскости реализации евроинтеграционных задач. Хотя в целом использование унифицированной ставки НДС на начальном этапе введения НДС является оправданной, поскольку позволила избежать многих проблем с наполнением бюджета и администрированием налоговых платежей. На перспективу именно дифференцированная ставка позволит решить реализацию общепризнанной схемы реформирования налогообложения — расширение базы и круга плательщиков и снижения уровня нагрузки налога.

Речь идет о том, что практический опыт взимания НДС убеждает в том, что более справедливым и фискально оправдано не исключение из налогообложения налогоплательщиков или определенных товаров, а введение дифференцированных ставок. При НДС больший уровень нейтральности и высокий уровень регулирующей функции налога достигается при как можно более широком охвате налогоплательщиков и товаров и услуг, которыми реализуются и потребляются.

В части таможенного налогообложения на современном этапе оправданными будут такие шаги, как введение условий ВТО относительно пересечения таможенной территории страны товаров и услуг, снижение таможенных платежей с товаров, которые не производятся в стране и товаров критического импорта, расширение двух и многостороннего сотрудничества с фиксацией условий взаимной торговли.

Речь идет об усилении роли косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономического развития, формирования конкурентных условий на внешнем и внутреннем рынках с целью стимулирования деловой активности и создания добавленной стоимости, выступает базой налогообложения практически для всех видов налогов.

При этом считаем, что главный акцент должен делаться на исследования влияния косвенного налогообложения на развитие конкурентоспособного внутреннего рынка, поскольку внешний рынок функционирует на более сложных и в то же время достаточно формализованных принципах. Главное внимание должно уделяться усилению внутреннего рынка товаров и услуг, а косвенном налогообложению в этой сфере необходимо отвести чрезвычайно важную роль.