Методологические подходы к рационализации трудовой деятельности часть 2

По логике вещей встает вопрос, может ли на основе только мышление зародиться новая идея. Нет. Собственное мышление в сфере рационализации должно быть организовано как процесс. Но это не бесспорно, потому что существует другой подход. Так, Луи де Брайль подчеркивал: "Человеческая наука, по сути, рациональная в своей основе и методами, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых пут соображения. Какие называют воображением, интуицией, остроумием ... Ученый осуществляет рациональный анализ и перебирает звено за звеном цепь своих дедукции; эта цепь его сковывает до определенного времени, затем он мгновенно освобождается от него и свобода его воображения позволяет ему увидеть новые горизонты ".

Выбор и эффективное использование новых подходов к решению проблем связанных с выявлением механизмов торможения ними проблемы, содержащей противоречия. Тайна познания вещей кроется в раскрытии тайны их происхождения.

Известно выражение «выявить и понять задачи — значит почти наполовину его решить» касается рационализации как технических средств, так и организационных систем, к которым относятся люди. По-зультате, организационные противоречия в отличие от технических существенно «человечные». Это обстоятельство усложняет систему противоречий, среди которых наблюдаются не только характерные для такой системы, но и общие, типичные для любой организационной деятельности человека.

Как показала практика, основанием многих типичных организационных противоречий является нарушение общего принципа необходимого соответствия в двух группах соотношений:

1) цели — потребности, задачи — цели, методы — задачи, результаты — методы;

2) возможности — потребности, средства — цели (функции), права — обязанности.

Для того чтобы преодолеть подобные несоответствия, можно, и даже необходимо, применять другие типичные приемы организации и инструментарии (рис. 5).

Эффективность творческой деятельности зависит от того, правильно ли поняли и оценили цели, характер связей в системе, правильно обнаружены противоречия, в ней возникли. Другими словами, необходимо выработать новое понимание ситуации и внести предложения по устранению противоречий, которые возникли (если они действительно возникли).

Рационалистический подход базируется на научном познании действительности, проявляющееся в очистке событий от обычного значения, в борьбе с антропоморфичнистю.