Некоторые подходы к развитию международного бизнеса в Украине часть 2

Наряду с постоянным ростом количества ТНК и их зарубежных подразделений растет потребность международных корпораций в различных категориях специалистов, научных сотрудников, менеджеров. Для решения этой проблемы международные корпорации используют два способа:

привлечение таких категорий работников снаружи, обращаясь на международный рынок труда;

подготовка необходимых кадров собственными усилиями. С этой целью многие корпорации создают специальные университеты, или бизнес — школы. по данным исследовательской компании (Corporate University Exchange) количество таких университетов за последние десять лет в развитых странах увеличилась в 4 раза. Если такая тенденция сохранится то в ближайшие 5 — 10 лет корпоративных университетов будет больше чем обычных.


обменник электронных валют

Организационная структура международной корпорации имеет следующий вид (рис.1)

Создавая ту или иную форму хозяйственных подразделений дочерние компании, филиалы, совместные предприятия, основатель преследует определенную цель. В частности, дочерняя компания преимущества в том смысле, что материнская фирма имеет возможность отсрочить оплату любых налогов страны местонахождения фирмы.

Эффективность международного менеджмента, всего международного бизнеса в значительной степени определяет опыт менеджеров.

Среди принципов современного международного менеджмента выделяются следующие, которые могут быть использованы предприятиями в Украине.

Глобальный подход к управлению международным бизнесом.

Особая роль принадлежит системе распределения целей, функций и задач менеджмента с точки зрения географической и отраслевой направленности международного бизнеса. В Украине большинство менеджеров не имеют опыта международных, а тем более глобальных операций, что делает их неспособными реально оценивать усилия и факторы для принятия эффективных управленческих решений.

Обязательное составление определенной бизнес — модели. Мировая критика свидетельствует, что постоянная гонка за немедленными результатом влияет на способность менеджеров оперировать долгосрочными категориями. Наличие действующей бизнес — модели необходима для того, чтобы убедить скептически настроенных инвесторов.

Осуществление контроля в сфере международного бизнеса. В практике международного менеджмента широко используются четыре основных системы контроля: личный контроль, бюрократический контроль, контроль за результатами и культурный контроль.

Адекватное применение принципов менеджмента. Адекватность в данном случае позволяет развивать такие уникальные черты международного бизнеса, как:

управления, основанной на доверии, которое ведет к стабильности в компании, усиливает чувство корпоративной общности, служит основой для рациональной системы найма и использования определенных категорий кадров;

управления знаниями по принципу «из центра — вверх — снизу», что позволяет избежать информационной перегрузки топ — менеджмента, поскольку вверх поступает только треть всей информации, поступающей в компании снаружи;

тотальное управление качеством, где от менеджера требуется гораздо больше, чем умение влиять на подчиненного зарплате, похвалой или порицанием. Менеджер должен построить свою работу так, чтобы подчиненные получали удовольствие от своей работы.

При этом очень важно, чтобы менеджер постоянно повышал свои знания, эрудицию. Отсюда возникает необходимость количественной оценки менеджмента. Экономисты Лондонской школы экономики (London School of Eсonomics) и компании McKinsey впервые в 2005 году попытались отразить в цифрах роль менеджеров в управлении компанией, и особенно международной корпорацией. Основной вывод проекта — успешность и прибыльность компании, а первую очередь зависит от качественного менеджмента, и только потом от условий, созданных стране для данной отрасли, нормативной базы и географического положения.

Международные корпорации находятся под влиянием многих факторов внешней среды, которые формируют условия для развития долгосрочных конкурентных преимуществ.

Вывод:

Осмысление достижений мировых лидеров, их участия в создании системы устойчивого развития глобальной экономики является важнейшей задачей, закладывает основы для восприятия новых детерминант развития менеджмента организаций.