Европейская хартия

Европейская хартия местного самоуправления закрепляет в европейском законодательстве принцип субсидиарности как определяющий распределение полномочий различных уровней публичной власти в государстве . Как результат децентрализации государственного управления и развития реального местного самоуправления рассматривает принцип субсидиарности В. Токовенко. Субсидиарности приближает гражданина можно ближе к процессу принятия решений, что свидетельствует о повышении ее значение в процессе управления . Субсидиарности предполагает достаточно высокий уровень финансовой и административной децентрализации, утверждает П. Свяневич .

Н. Глазунова рассматривает субсидиарности как взаимодополняющую деятельность различных звеньев власти и управления . Принцип субсидиарности — это результат необходимости согласования интересов различных уровней государственного и местного управления, убеждает С. Сироткин . Согласно духу принципа субсидиарности, пишет Н. Бровинська, «вмешательство государства допустимо лишь в том случае, когда без ее помощи невозможно достичь поставленных целей» .


Недорогой ремонт потолков в Перьми от http://permpotolki.ru/ — лучшие цены.

Понятие «субсидиарности» констатирует, что местные условия и обстоятельства не только различаются между собой, но и меняются в течение определенного отрезка времени. Поэтому объем услуг, так же как и объем функций местных органов управления должен соответствовать все время изменяемым и обновляемым потребностям и условиям, учитывая местные требования и пожелания . Субсидиарности, по убеждению И. Грицяка, не является статической концепцией .

Применение принципа субсидиарности возможно лишь в иерархических структурах, вне которых он не существует, теряет смысл своего существования. В то же время в жестко централизованных иерархиях не может быть и речи о его использовании. Современное человечество пришло к необходимости критики и осуждения жестких централизованных государственных систем, к пониманию того, что целью прогресса является забота не только о государстве, но и о каждом человеке. Поэтому иерархическая модель «государство для одного правителя» осуждается с современных позиций. Компетенция государства не должна распространяться на все коллективные решения в социуме: удовлетворению одних потребностей лучше соответствуют добровольные ассоциации, общественные организации, другие — органы муниципальной власти, третьих — международные договоренности, надгосударственные органы управления. Гражданское общество, государство, органы местного самоуправления — все они имеют надлежащие им влияния.

Таким образом, принцип субсидиарности связан с принципом иерархичности, который рассматривает государственно-управленческие системы как многоуровневые, требующих разделения на элементы. Сегодня многие страны мира с правовой точки зрения находятся на пути к современной многоуровневой системы управления, к признанию ее ценности, к отходу от принципа «все или ничего», характерного для властной вертикали советского типа, в необходимости согласования интересов различных уровней государственного и местного управления . Попытки заложить в законодательную базу принцип субсидиарности во многих случаях сталкивается с большими трудностями и не получает логического развития и представляет серьезную проблему взаимодействия существующих уровней управления в государстве.