Налоговые аспекты политики поддержки развития предприятий часть 2

Вследствие просмотра в последние годы ставок налога на прибыль, а также внесения других изменений в налоговое законодательство, направленных на уменьшение налогового бремени, эта проблема потеряла свою остроту. Одной из текущих проблем является несовершенство администрирования налога на прибыль и существования параллельно с общей системой налогообложения упрощенной подсистемы учета, налогообложения и отчетности. Остановимся подробнее на проблемах упрощенной системы налогообложения.

В странах ЕС упрощенные системы налогообложения субъектов малого предпринимательства не используются. Зато получили распространение другие формы государственной поддержки этого типа предприятий, а именно: создание равных условий налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм; обеспечение налогового нейтралитета в случае изменения организационно-правовой формы предприятия; освобождение некоторых предприятий от необходимости ведения отчетности о результатах хозяйственной деятельности и введение упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности; уменьшение ставки налога на прибыль субъектов малого бизнеса и тому подобное.


Седат Игдеджи

В Украине вместо упрощенных по методике определения налоговой базы форм налогов как наиболее действенного метода обложения малых предприятий и физических лиц используют упрощенные системы налогообложения. К ним относятся: единый налог для физических лиц, единый налог для юридических лиц, фиксированный патент для физических лиц, специальный торговый патент, фиксированный сельскохозяйственный налог.

При этом упрощенные системы налогообложения малого предпринимательства, которые применяются в Украине, в корне отличаются от нестандартных налогов, взимаемых с малых предприятий во многих странах мира. Их отличия следующие:

1) нестандартный налог вводится вместо одного из налогов стандартной (общей) системы, в то время как в Украине упрощенные системы налогообложения предусматривают введение интегрального налога, заменяющего определенную совокупность стандартных налогов и сборов. Это скорее можно считать недостатком, чем преимуществом, поскольку трудно установить универсальный объект налогообложения для одного налога;

2) нестандартные налоги вводятся прежде всего с целью упрощения методики определения объекта налогообложения и расчета налоговых обязательств в тех случаях, когда по стандартной методике этот объект определить трудно или такое определение нерациональным, поскольку связано с существенными затратами. Уменьшение уровня налогообложения субъектов малого бизнеса достигают другими средствами (снижение ставок, налоговые льготы и т. д.).

Основной целью внедрения упрощенных систем налогообложения в Украине прежде всего снижение уровня налогового бремени на субъектов малого предпринимательства. Вводя упрощенные системы налогообложения, учета и отчетности, предполагалось решить следующие задачи:

— Облегчить процесс становления малого предпринимательства в Украине, повысить его роль в развитии национальной экономики;

— Способствовать развитию конкуренции как необходимого условия становления рыночной экономики, оказав поддержку тем предприятиям, конкурентные позиции которых на рынках являются более слабыми по сравнению с крупными предприятиями;

— Создать дополнительные рабочие места, таким образом уменьшив количество безработных и расходы на их содержание;

— Активизировать инновационные процессы, способствовать реализации новейших технических и коммерческих идей;

— Смягчить социальную напряженность и демократизировать общественные отношения, обеспечить формирование активного среднего класса.