Научно-образовательное и практическое значение организации зарубежных учебных практик в системе подготовки студентов-географов

Постановка и актуальность проблемы. Важное значение в системе подготовки специалистов-географов занимают учебные практики. В условиях полевых экспедиционных исследований студенты, под руководством преподавателей и научных специалистов-консультантов, углубляют полученные на лекциях и семинарских занятиях теоретические знания, получают практические навыки их применения.

В последние годы особое учебного значение во Львовском национальном университете имени Ивана Франко получила организация международных общегеографических учебных практик, во время которых студенты и аспиранты на территории Польши, Германии и других государств изучали особенности их физико — и общественно-географические системы, проявляли и исследовали общие и отличительные черты развития.

Основной учебно-научной целью является анализ основных этапов и форм организации комплексных международных географических учебных практик студентов и аспирантов, обоснования целесообразности и эффективности их проведения.


https://golovko.com.ua/yurist-i-advokat-po-nedvizhimosti-kiev-konsultatsiya-i-soprovozhdenie-sdelok

С 2000 года на кафедре экономической и социальной географии Львовского национального университета имени Ивана Франко, при содействии Географического института Майнского университета имени Йоханса Гутенберга (ФРГ) и поддержке Немецкой Академической службы студенческих обменов (DААD), было подготовлено на территории Польши и Германии три общегеографическим учебные практики . Их экспедиционная форма способствовала проведению учебных лекций и экскурсий в образовательных учреждениях, государственных и хозяйственных учреждениях этих стран, тесному общению участников практик со студенческой молодежью и общественностью по широкому кругу вопросов политического, социально-экономичная и культурного развития.

Межгосударственный уровень учебных практик, большая протяженность и сложность территории маршрутов требовали выполнения значительных подготовительных и организационных работ, а также провести практическое выполнение программ в четыре этапа. Первый этап включал обработку маршрута, определение объектов исследования, написание программы и представление ее Немецкой Академической службе студенческих обменов для получения стипендии, второй (подготовительный) — обработка участниками научной географической литературы для изучения территории маршрута, оформление виз и командировок, третий (экспедиционных) и четвертый (итоговый) этапы предусматривали соответствии практическое выполнение учебной программы и подготовки индивидуальных отчетов научных наблюдений. Физико-географические исследования направлялись на изучение естественно-территориальных комплексов, равнинных подкарпатских и горных территорий Западных Карпат в Польше, Тюрингской котловины и средневысокие горных систем Гюнсрюк в Германии. Анализировались особенности положения указанных объектов, геологическое строение, особенности формирования климата и почвенного покрова, гидрологического сети, растительного мира, антропогенной нагрузки на природно-территориальные системы и сравнения их с показателями развития равнинных предкарпатских и горных систем Украинских Карпат. Также внимание акцентировалось на изучении состояния и функционирования природно-территориальных систем долин рек Одер вблизи города Вроцлав и Эльбы Мюльде вблизи города Дессау, подвергшихся разрушительных воздействий наводнений 2001 и 2002 годов.

Украина, Польша и Германия имеют самые высокие показатели численности населения и працересурсного потенциала соответственно в Центрально-Восточной, Центральной и Западной Европе. Актуальным для участников учебных практик было изучение и сравнение пространственных особенностей расселения населения, его общественно-политической и социально-экономической активности, акцентировалось внимание на особенностях расселения украинского меньшинства в Польше, польской — в Украине и Сорбо-лужицкой в Германии. В центре Сорбо-лужицкой культуры и информации «Сорбський дом» города Бауцена с участием референта по вопросам общественных связей Юрия Лущанського проходило обсуждение конституционного закрепления политических, социально-экономических и культурных прав лужицких сорбов в Германии и дискуссии участников по конституционных прав и свобод национальных меньшинств в Украине и Польше.

Формирование современной системы расселения населения Украины, Польши и Германии связано с миграционными процессами прошлого. В частности, они влияли на формирование национальной структуры, распространение традиций хозяйствования и культурно-религиозного мировоззрения населения этих стран. В качестве доказательства этого, в отчетах участников было использовано документы обзорных выставок музея немецкой эмиграции из Рейна поселка Уберальбен о переселении и освоения немецкими колонистами современных захиднопольських, юго-прибалтийских, украинских (галицких и степных) и российских (поволжских) земель. Ключевое место учебных практик занимало знакомство с организацией географической науки и образования в Польше и Германии. Если с 90-х годов. и до сегодняшних дней, сотрудничество Львовской географической школы с варшавской, краковской и Люблинской школами в Польше приобрела характер положительной динамики, то с немецкой она находилась на этапе становления. Учитывая, участники учебных практик во время встреч с немецкими коллегами Географического института Майнского университета имени Йоханса Гутерберга и Берлинского технического университета дискутировали по организации высшего и географического образования, учебных программ аудиторно-лабораторного комплекса, работы научных библиотек, жизни и быта студентов, делились своим впечатлениями.