Методологические аспекты внедрения государственной политики

Процесс внедрения (имплементации) государственной политики стал предметом теоретико-методологических исследований лишь в последнее время, однако важность этой проблематики усиливается по мере нарастания демократических и гуманистических тенденций развития украинского общества. Общая проблема, являющаяся предметом нашего исследования, может быть сформулирована как поиск эффективной методологической модели реализации государственной политики и ее основных решений. Другими словами, что должен учитывать субъект государственного управления для достижения нужного результата, какие ресурсы и риски определяют его деятельность. Теоретическое значение постановки и решения указанной проблемы обусловлено тем обстоятельством, что в значительном количестве научной и учебной литературы она не раскрывается и утверждается наивное видение, что для достижения успеха в общественно-политической сфере достаточно иметь аргументированные решения. Практическая ценность указанной проблемы видится в том, что ее прояснения позволит улучшить процесс внедрения государственной политики, оптимизировать использование имеющихся ресурсов и минимизировать риски несовершенных имплементации.


Укркарт Укрпошта

Анализ последних исследований и публикаций. Уместно заметить, что в зарубежной научной литературе проблеме имплементации государственных решений уделяется значительное внимание, она исследуется с различных точек зрения, в том числе раскрывается исторический процесс ее осмысления и становления различных подходов , проводится четкое разделение между а) формулировкой политики и б) внедрением этой политики , осуществлена классификация моделей имплементации на основе выбранных методов , указаны возможные препятствия к оптимальному внедрения и т. В отечественной научной литературе также представлены отдельные аспекты исследования процесса реализации государственной политики. Так, значительное внимание уделяется нормативно-правовым средствам и властным методам имплементации , раскрыта роль элиты в ее осуществлении . Однако можно констатировать, что она не получила системного освещения, в том числе и в методологическом плане. К нерешенным в научной литературе частей методологии внедрения государственной политики следует отнести раскрытие первоочередной роли государственного управления в этом процессе, определения значения в нем концептуальных основ, типов или парадигм реализации. Согласно целью статьи является раскрытие методологических особенностей имплементации государственной политики и условий достижения нужных результатов. Для ее достижения ставятся следующие задачи:

— Раскрыть роль основных субъектов процесса внедрения;

— Определить значение концептуальных основ осуществления политики;

— Классифицировать типы, этапы и функции внедрения государственных политических решений;

— Установить индикаторы имплементации государственной политики.

Предварительно отметим, что исходным для нашего исследования методологических аспектов внедрения государственной политики будет деятельностный подход, что позволяет по-новому посмотреть на политику, раскрыть ее в соответствующей системе категориальных определений, учесть логическую последовательность осуществляемых шагов, их детерминированность объективными и субъективными факторами, институционально-заданные особенности внедрения политических решений и тому подобное. В этом формате можно констатировать, что среди большого количества определений политики важным для нас несколько, касающиеся понимания ее как процесса деятельности, с фиксацией соответствующих характеристик — целеполагания (формирование и практическая реализация определенных целей), искусство возможного (умение достичь возможного и желаемого результата ), влияние на других ради утверждения своих целей. Важным будет рассмотреть роль государственного управления как института реализации официальной политики, а также его влияние на другие субъекты политического процесса. К последним, в частности, можно отнести следующие элементы:

— Оппозиционно-властные институты (в частности, парламентская оппозиция);

— Оппозиционно-позавладни партии и другие политические объединения;

— Негосударственные институты и организации;

— Граждане и их объединения.