Европейская хартия часть 4

Перейдем к рассмотрению тех факторов, которые влияют на осознание, восприятие, применение принципа субсидиарности в практике государственного управления.

Исторический фактор. Субсидиарности, введена в Европейском Союзе Маастрихтским договором, философское, историческое, практическое значение.
системно-векторная психология юрия бурлана
Как концепция она происходит от доктрины Фомы Аквинского, сопровождаемой папскими энциклику на протяжении веков, когда римские папы прилагали усилия, отстаивая человеческие ценности. Понятие «субсидиарности» появляется еще в средневековье в европейском муниципальном праве. Философской основой принципа субсидиарности считают слова папы Пия ХИ с его энциклики 1931 г .: "Этот серьезный принцип социальной философии не должен быть ни изменен, ни ослаблен: так же как возможности, которые могут использоваться по собственной инициативе и собственными силами, не должны отбираться в людей и передаваться общине, так же будет несправедливым и нарушит общественный порядок, если в меньших группировок будут отобраны и переданы шире общинам высшего ранга функции, с которыми они могли бы справиться и сами ".

Фактор глобализации. В восьмидесятые годы принцип субсидиарности выдвигается на повестку дня под влиянием процессов финансово-экономической и коммуникационной глобализации. Пружиной процесса глобализации становится унификация, навязывание необходимости следовать единой модели. В этот момент осознанно формируется продуктивная оппозиция глобализации — локализм, за которым стоят вопросы сохранения исторического наследия и национальной, региональной идентичности, определения границ внешней открытости и внутренней замкнутости. Начинается активный поиск способов контакта между пространствами внешнего глобального и внутреннего локального, ограничения интервенции одного пространства в другое. Тотальная унификация начинает более активно конкурировать с локальной дифференциацией, происходит соответствующий поиск границ двух пространств и способов их соорганизации, появляется лозунг «единство в многообразии» .

Структурно-иерархический фактор. Субсидиарности в практике европейского социально-территориального управления объединяет вопросы распределения и перераспределения полномочий (функций, прав и обязанностей, ответственности, компетенции и финансовых средств) между управленческими органами различных уровней. В небольших странах с населением около миллиона граждан регионального уровня может не быть вообще. В то же время в странах с многомиллионным населением могут быть два региональных уровне — уровень округа и провинции, где также функции перераспределяются в соответствии с принципом субсидиарности. В некоторых странах в городах существуют структуры, подобные украинским органов самоорганизации населения в микрорайонах. Такие структуры также могут получать определенные полномочия. В последние годы наблюдается делегирование определенных специфических полномочий общественным организациям (вместе, конечно, с необходимыми ресурсами) . Нынешнее понимание ярусов управления опирается на модель частичного перекрытия функций, где органы управления не является по своему характеру ни иерархическими, ни полностью автономными друг от друга. Вместо этого они связаны между собой. Выполнение определенных публичных функций, прежде всего, предоставление услуг населению, вполне могут взять на себя частные структуры. А некоторые из этих функций — как, например, регистрация актов и имущества или взыскания платежей за природопользование, одинаково успешно могут осуществляться как органом самоуправления, так и государственным органом в зависимости от воли законодателя.

В практику местного самоуправления в Украине, то в соответствии принципа субсидиарности могла бы быть достигнута, если бы украинские города были разделены на три группы:

города с численностью населения более 500 тыс., которые имеют достаточный потенциал и достаточные ресурсы, чтобы в полной мере удовлетворить потребности населения в таких областях, как образование, здравоохранение, социальная защита и т. д.;

города областного значения, в том числе большинство областных центров. Это — типичные муниципалитеты, которые обращаются к региональному уровню только с предоставлением очень сложных и специфических услуг;

села и поселки, где недостаточность финансового и кадрового потенциала делает невозможным качественное предоставление многих услуг. Такие населенные пункты должны делегировать значительную часть полномочий на районный уровень.